От сестер милосердия до профессоров: история женщин в российской медицине
В онлайн-кинотеатре PREMIER вышла многосерийная медицинская драма «Полная совместимость». Сериал повествует о непростом личном и карьерном пути молодой женщины Светланы, которая работает в заполярном городе врачом-трансплантологом. Этот сюжет — повод вспомнить о выдающихся женщинах-врачах, тех, кто проложил путь для всех женщин в медицинской профессии в России.
Первые профессиональные медсёстры
В 1864 году будущая врач Надежда Суслова оставила в своём дневнике запись: «Профессор Бромер из Цюрихского университета не без ехидства сообщил, что было решено принять меня в число студентов потому только, что эта первая попытка женщины будет последней и явится исключением. Ох, как они ошибаются… За мною придут тысячи». Всего 150 лет назад в мире ещё бытовало предубеждение в отношении женщин, их интеллектуальных способностей и права на выбор профессии.
В России всё начало меняться во время Крымской войны. Представительница одной из знатных фамилий Российской империи, дочь губернатора Санкт-Петербурга Екатерина Бакунина в 44 года отказалась от светской жизни и отправилась в Севастополь для помощи раненым. Вместе с легендарным Николаем Пироговым она фактически создала профессию медсестры в современном её виде. До 1853 года не существовало никакой системы подготовки оказания женщинами помощи больным и раненым. После успешной деятельности в Крыму двумя десятилетиями позже, во время Русско-турецкой войны в 1877 году, Бакуниной уже было поручено заведовать всеми временными госпиталями на Кавказе.
Первые дипломированные специалисты
После успехов сестринского корпуса Бакуниной в Крымской войне заинтересованность женщин в медицинской профессии возросла. Теперь они хотели учиться в медицинских университетах и сами выбирать направление своей деятельности. Первыми, кто громко заявил об этом, стали Надежда Суслова, Мария Бокова и Варвара Кашеварова-Руднева. Преподаватели Санкт-Петербургской медико-хирургической академии дали им личное разрешение на посещение лекций, но только в качестве вольнослушательниц, то есть без права сдачи экзамена и получения диплома.
Уже через два года учёбы статья Сусловой, посвящённая вопросам чувствительности кожи, появилась в журнале «Медицинский вестник», а результаты исследований дальтонизма, опубликованные Марией Боковой в Германии, вызвали одобрение знаменитого учёного Германа Гельмгольца. Однако, несмотря на успехи, женщинам пришлось получать медицинское образование за границей — вмешалась политика. После студенческих восстаний в 1863 году Минпросвещения запретило женщинам посещать лекции, и отстранённые студентки продолжили обучение в Швейцарии. Спустя несколько лет Сусловой и Боковой рукоплескали на защите докторских диссертаций учёные из Германии, Италии и Франции. Международное признание не смогли проигнорировать и на родине — и разрешили сдать экзамен и получить право на занятие врачебной практикой.
Прецедент был создан, и первой женщиной, сдавшей экзамен и получившей право на занятие врачебной деятельностью в России, стала Варвара Кашеварова-Руднева — в 1868 году.
Первые учёные
Несмотря на развитие женского профессионального образования, построить карьеру в академической среде женщине-учёному было крайне тяжело. В 1878 году появились Бестужевские курсы — одно из первых высших учебных заведений для женщин в России, которое дало возможность получить университетское образование и внесло огромный вклад в развитие образования для женщин. Из 150–200 ежегодных выпускниц работу в научных или высших учебных заведениях до середины 90-х годов XIX века находили не более шести женщин. Но постепенно всё начало меняться, и наиболее благосклонными к женщинам оказались судебная медицина и криминалистика. Именно в этих дисциплинах женщины впервые получили возможность не только работать, но и заявить о себе как о профессионалах.
Прасковья Тарновская добилась значительных успехов в исследовании преступлений на сексуальной почве, генетической предрасположенности к ним и влияния социальных вопросов на формирование преступного поведения. Она опубликовала более 15 научных монографий и постоянно участвовала в Международных конгрессах по криминальной антропологии.
Анна Смыслова написала десятки научных работ по судебной медицине, входила в состав комиссии по созданию устава Всероссийского общества судебных медиков и являлась секретарём первого и последнего состава правления Русского судебно-медицинского общества.
Особняком стоит великая учёная Екатерина Ковалевская, которая стала первой женщиной профессором химии. Её карьера началась в Женском медицинском институте в 1899 году, где она была первой женщиной-лаборантом. Позже, после сдачи экзамена на магистра химии в МГУ, она была избрана первой женщиной приват-доцентом в мире. В начале XX века Ковалевская начала вести активные разработки в области исследования нуклеиновых кислот. В годы Великой Отечественной войны возглавляемая ею лаборатория наладила производство витаминного напитка из растительного сырья в блокадном Ленинграде, что спасло тысячи жизней.
Первые хирурги
Среди множества имён, включая уже упомянутых Надежду Суслову и Екатерину Бакунину, а также Маргарет Энн Балкли и Элизабет Блэкуэлл из США, выделяется Вера Гедройц. Она стала одной из первых в России женщин-хирургов и одной из первых женщин в мире, получивших звание профессора хирургии и возглавивших хирургическую кафедру.
Послужной список Гедройц впечатляет. В течение восьми лет она трудилась практикующим врачом и организатором врачебного дела на Мальцевском заводе цемента в Брянской губернии. Во время Русско-японской и Первой мировой войн работала военно-полевым и корпусным хирургом. В 1903 году произвела сенсацию с докладом на III Всероссийском съезде хирургов. После Октябрьской революции Гедройц организовала клинику челюстно-лицевой хирургии и стала заведующей кафедрой хирургии Киевского медицинского университета.
Вот так фраза Надежды Сусловой о «тысячах», которые придут следом, оказалась не метафорой, а пророчеством. В наши дни женщина-врач в заполярной (и не только) больнице воспринимается естественно, как само собой разумеющееся, но за этим стоит полуторавековой путь упорства, знания и волевых решений. Когда экранная Светлана выбирает непростую специальность, холодный город и ответственность за чужие жизни, за её спиной — опыт Бакуниной, Сусловой, Ковалевской, Гедройц и многих других.
Автор: Дмитрий Кузьмин
