Москва кабацкая, Москва богемная. Прогулка по местам Гиляровского
8 декабря исполняется 170 лет со дня рождения журналиста, писателя и москвоведа Владимира Гиляровского. Приступая к работе над книгой «Москва и москвичи», он записал в своём дневнике: «Шью, как по канве, для грядущих поколений память о Москве».
Гиляровский, родившийся в 1855 году, был одним из первых мастеров газетных сенсаций в России. На глазах Гиляровского менялся город, и кажется, что нет ни одного потаённого уголка Москвы конца XIX – начала XX века, где бы не бывал журналист и который бы не описывал. А сегодня aif.ru исследует Москву Гиляровского вместе с историком Станиславом Симоновым.
Дядя Гиляй (так его прозвали современники) везде был своим. Его доброта и щедрость славились не меньше, чем его очерки. А писал Гиляровский ярко, с душой. Хотя «карьеру» он, родившийся в семье управляющего имением Вологодской губернии, начал с низов: бурлачил на Волге, был грузчиком в порту, истопником, табунщиком. А ещё выступал на арене цирка и тушил пожары.
1. Доходный дом. Столешников переулок, 9
Дом дяди Гиляя, как описывал его сам репортёр, был похож на проходной двор. «С утра и до полуночи кто только не заглянет: актёры, певцы, нищие, офеня с лотком, писатель с рукописью. Всем рад. У меня чай всегда готов, и самовар шумит, как старый друг», – писал Гиляровский.
Владимир Алексеевич прожил в квартире № 10 почти полвека – с 1889 по 1935 год. Кто только не бывал в гостеприимном и хлебосольном доме Гиляровского: Куприн, Бунин, Левитан и, конечно же, близкие друзья: Чехов, Немирович, Короленко – их портреты висели на стенах. Сейчас в доме по-прежнему живут, а музей «Центр Гиляровского» расположился в двухэтажном флигеле городской усадьбы по адресу: Столешников переулок, дом 9, строение 5.
Дворец деликатесов и заморских яств купец Елисеев открыл в 1901 году. Там продавались редкие вина, изысканные чай и сладости, а также трюфели, устрицы, кофе, икра. Интерьер магазина поражал роскошью, с которой не мог сравниться даже Большой театр: зеркала, бронзовые светильники, лепнина. Владимир Гиляровский захаживал в магазин, но не за покупками, а чтобы изучать поведение московской знати и купцов, исследовать их интересы, манеры.
3. Охотный ряд
«Охотный ряд получил своё название ещё в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками», – объяснял Гиляровский, который называл это место «чревом Москвы».
В Охотном Ряду можно было купить свежайший товар 1-го сорта: рыбу, мясо. На территории рынка находился трактир Петра Егорова, где торговали блинами и расстегаями. Пётр Кириллыч, как подмечал Гиляровский, виртуозно разрезал пирог на несколько кусков на глазах у посетителей.
4. Хитровка
Этот район появился после войны 1812 года, когда генерал Николай Хитрово купил землю и решил построить там крытый рынок – это было новшеством для Москвы, до того времени все базары в городе были открытыми. Там развернулась не только обычная торговля, место стало и своеобразным рынком труда, где рабочим предлагалась работа. Но после смерти Хитрово рынок начал приходить в упадок. Вокруг стали появляться доходные дома, где за мизерные деньги можно было «арендовать» место для ночёвки. Вечером Хитровка погружалась во тьму, ведь зажигать свечи – слишком дорогое удовольствие. Да и зачем? Как рассуждали сами хитровцы, «чужим тут делать нечего, а свои и в темноте дорогу найдут».
Владимир Гиляровский чужим для хитровцев не был: он часто наведывался сюда, чтобы найти героев своих заметок и познакомить читателей с «изнанкой» Москвы, рассказывал о жителях трущоб как о жертвах обстоятельств. Гиляровский писал легко о сложном и ярко о мрачном: многому он научился у своего друга Антона Павловича Чехова. Очерки о Хитровке 1890-х годов принесли Гиляровскому славу «короля репортёров».
Сейчас от былой Хитровки остались лишь дома. А вот дух там совершенно другой – это один из самых престижных районов Москвы.
5. Трубная площадь
Трубная времён Гиляровского – это площадь контрастов. С одной стороны, здесь царил дух народной Москвы, с другой – чувствовалась богемность: это была «Москва Грибоедова и Пушкина», как выражался дядя Гиляй. Известный кабак «Крым», или «Подвал Ад» (находился под землёй), притягивал мелких торговцев, любителей азартных игр. А в ресторане «Эрмитаж» неподалёку ела «половина культурной Москвы». Там баловал яствами гостей француз Оливье, которому мы обязаны новогодним салатом. Здание, кстати, и сейчас в полном «здравии» – там находится театр «Школа современной пьесы». И по-прежнему, ещё с 1808 года, работают Сандуновские бани, которые Гиляровский описывал как центр культурной и творческой жизни.
Полвека бурных изменений
По сети гуляет ролик творческого объединения «Одиннадцать» о выставке, посвящённой жизни и творчеству Владимира Гиляровского. На видео темнокожий парень Никита на прекрасном русском языке проводит мини-экскурсию по выставке: «Свою первую заметку Гиляровский пишет в 1881 году – это год, когда был убит Александр II. Умирает в 1935 году, когда появляется метро. 50 с лишним лет, но как много всего! Как быстро меняется время!»
В конце Никита зачитывает отрывок из стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». «Мы с Никитой не профессиональные историки и с Гиляровским познакомились только на этой выставке. По её мотивам и создали клип, который нас попросил сделать музей», – рассказал «АиФ» Кирилл, компаньон Никиты (на фото справа).
