Мы в Telegram
Добавить новость
Главные новости Феодосии
Феодосия
Март
2020

По небесным грядкам - 7

0


По этой дороге Александр Грин регулярно наведывался в гости к Максимиллиану Волошину. Наверное, у них были общие темы, о чем поговорить.

Теперь мне хотелось повторить этот маршрут, но не так-то было просто.

В бумажном атласе он вообще был нарисован толко наполовину и начинался километрах в 15 от Коктебеля. Очевидно, по мнению составителя, Грин сразу телепортировался в нужную точку.

В интернете писали разное. По второй части разногласий не было, а вот первая везде была описана очень невнятно. Все, что я понял, - что надо идти на улицу Жуковского и оттуда уже искать дорогу. Так я и сделал. А что еще оставалось?

Прошел автовокзал - первый ориентир. Потому церковь с весьма морским названием "Утопи мои печали" - вот второй ориентир. Это уже были окраины поселка, курортники тут еще жили, но шумной толпы уже не было. Поворот на нужную улицу - вот третий ориентир.

Прошел я по этой улице до конца и что дальше? Последние дома, а за ними непонятно что. Выжженое поле какое-то, за ним горы. Общее направление, куда идти, понятно - на северо-запад, но с конкретикой сложновато.

За домами маячило нечто, обозначенное на карте как гора Малка, но на деле представлявшее собой невысокий холм, правда странный - длинный и узкий как трамвай. Я вскарабкался на него, не без усилий - жара была уже приличная, скинул рюкзак и сел созерцать окрестности.

Процесс был приятный, но особой пользы не принес. Вот Коктебель, туда мне не надо. За ним идет трасса на Щебетовку - по ней я тоже идти не хочу. За трассой видны красивые вершины Кара-Дага. Тропа Грина где-то с другой стороны за не очень высокими горами. Мне надо туда, но дороги нет. Зато есть другая, параллельно трассе, но упирается в какие-то плохо видимые отсюда строения.

Я скатился вниз и отправился туда.

Идти было тяжело - очень жарко, да еще тащить с собой разное молоко, причем пить его было нельзя - очень холодное. Молоко открывает какие-то проходы в горле и поэтому заболеть после него - дело нехитрое. Солнце палило как из домны, по дороге ни деревца, сухая степь и проселок по ней.

Брел я очень долго, как мне показалось. В таких местах каждый шаг кажется вечностью, потому что процесс воспринимается как безнадежный. Вроде идешь, но никуда не движешься.

В конце концов я приблизился к строениям. Это были недоделанные большие частные дома типа дач. Дорога шла к ним, и непонятно было, продолжается ли она дальше. Поэтому когда я обнаружил боковую тропинку, да еще среди деревьев, то поскорее отправился туда.

На самом деле это была колея, по которой месяц назад или около того проехала пара машин. Вся она была в колючих кустах шиповника, заросшая как хиппи, плохо заметная. Вела она мимо развалин, явно современных, - сарая для насоса или что-то такое, и куда же она меня привела? Все на ту же трассу, которой я так хотел избежать.

Делать нечего - пришлось шлепать по ней. Я уже жаловался, какое это гадкое дело, так что повторяться не буду.

В общем, я вышел по трассе к источнику Лягушка, располагавшемуся недалеко от дороги, а дальше, за ее изгибом начиналась некая тропа, которая должна была вывести меня куда нужно.

А перед ней меня ждал сюрприз - платака, в которой торговали виноградом. Крымский столовый виноград - это нечто, и нет таких эпитетов, на которые он бы не тянул. Разные сорта - разные вкусы, но все они прекрасны.

Жизнь сразу повеселела. Я шел, отщипывая виноградины, любуюясь Кара-Дагом, маячившим сбоку, пока не нашел тропу. Она была перегорожена шлагбаумом, но никаких предупреждающих знаков не висело, так что я смело пошел вперед.

IMG_7038.JPG

Вела она к огромным виноградникам, хорошо ухоженным, с лозами, подпертыми бетонными столбами, но, слава богу, без собак. Правда, она тут же раздваивалась и я пошел по той, что слева - потому что она шла в верном направлении.

Виноградники тянулись далеко и было интересно смотреть на них на ходу. Их ряды тянулись сначала параллельно до самого горизонта, потом были видны под небольшим углом, потом под большим, и сбоку была только зеленая стена, потом в этой стене снова появлялись проходы, сначала быстро заканчивающиеся, а потом бесконечные.

Так я развлекался, пока не дошел до какой-то машинной-тракторной станции с собаками и полуразобранной сельхозтехникой. Ее я аккуратно обошел стороной. Сбоку наконец-то появились безымянные горы, обозначенные на карте, не очень высокие, на плоской вершине одной из них природа поставила одну каменную скалу и подперла ее другой, причем с дыркой внутри. Никогда такого не видел.

К тому времени солнце допекло меня во всех смыслах. Руки стали красными и начали болеть, так что я преодолел лень и, сидя под горой наконец надел рубашку с длинными рукавами.

За горой предполагался перекресток, но ничего подобного там, разумеется, не оказалось. Запуск навигатора, лихорадочное вымеряние по карте и в глаза мне сразу бросилось название "гора Дырявая". Что? Дырявая? Да это же чёрт знает где от Тропы Грина.

IMG_7043.JPG

Увы, именно там я и находился - чёрт знает где. Парадокс состоял в том, что в принципе это даже было ближе к цели, но дороги в нужном направлении не было. А эти приколы я уже знаю - сунешься по "кратчайшему пути", а там или болото, или непроходимый можжевеловый лес, или огромная яма, или еще что-нибудь такое. Я уже раз в холодном лесу ночевал - и с тех пор стал учёный.

Громко ругаясь - все равно там не было никого - я отправился обходить Дырявую гору, за ней, слава богу, оказалась тропинка, я вышел на асфальтовую дорогу, по которой даже ехал трактор, и уже собрался вздохнуть с облегчением, но это была не та дорога. До моей еще было топать с километр.

Я попытался срезать путь, залез на гору-холм, с нее как попало стал драться в нужном направлении, слез вниз и... уперся в широченную траншею, ровную, явно искусственного происхождения, метра два глубиной. Пришлось форсировать и ее.

Наконец я оказался на нужной дороге. Она обходила все тот же виноградник - но совсем с другой стороны. Очевидно, вокруг виноградников катаются какие-то машины, которых не было во времена Грина, и прокладывают совершенно лишние проселки, которые только сбивают с толку.

Теперь стало чуть проще. Дорога была правильная, безымянные горы справа оказались на месте, весьма солидные, надо заметить, представительные такие. Если обернуться назад, там по-прежнему был виден Кара-Даг, причем казалось, что от него ты не отошел ни на шаг.

На земле лежала мелкая пыль и я шел по ней, хоть и подустав, но без всяких происшествий. Раз только споткнулся о толстый кабель, лежащий на дороге.

Дальше все совпадало с ориентирами - перекресток, потом якобы речка, а на деле - одно русло, заросшее камышами, "дорогая с твердым покрытием" - которое на деле было бетонными плитами, да и те закончились метров через пять.

Потом начались снова какие-то непонятки - местность не совпадала с картой, но я уже был в обширной Арматлукской долине, которую со всех сторон окружали вполне настоящие горы разной высоты, но сама долина была плоская и более-менее просматриваемая. Нигде по-прежнему не было видно ни одного человека, лишь блестело на солнце лобовое стекло грузовика, ехавшего очень далеко от меня.



Солнце продолжало жарить на полную мощность, температура воздуха приближалась к шести тысячам градусов, ноги начинали протестовать, но теперь у меня хотя бы была ясно видимая цель - зеленые горы, поднимавшиеся на западе.

Через час или полтора я доплелся до водохранилища - оно было на карте четко обозначено. Тропа какое-то время шла прямо на ним - как будто на его берегу специально насыпали пару десятков вагонов щебенки и специально сделали из нее узенькую-преузенькую наверху, но длинную горку. Слева от меня был трехметровый обрыв, справа - пятиметровый, заканчивавшийся прямиком ставком, а сверху тянулась совсем мизерная тропка, чуть шире ручки от швабры.

Но это все ерунда, главное - что я шел правильно.

За ставком оказался дом, который стоял там один как здрасьте. Просто дом, и вокруг ничего. Прямо на улицу были выставлены автомобильные кресла, и везде тоже пусто. Дом по-моему был слегка полуразрушенный, но я его обошел подальше и особо не разглядывал.

Потом перекресток, одна тропа налево, указатель туда же, а одна - направо и вверх, прямо по боку горы.

Это и была пресловутая тропа Грина. Инфа 100%. Было ли ей то, где я шел до этого, - вопрос дискуссионный.

Тропа оказалась совсем неинтересной, но хотя бы тенистой. А так идешь все время по густому лесу, вокруг ничего не видно, кроме деревьев и только изредка на открытых участках виден бок соседней горы.



Я шел и вспоминал, как о тропе писал Грин:

Я шёл через Амеретскую долину, диким и живописным путём, но есть что-то недоброе, злое в здешних горах — отравленная пустынная красота. Я вышёл на многоверстное сухое болото; под растрескавшейся почвой кричали лягушки; тропа шла вдоль глубокого каньона с отвесными стенами. Духи гор показывались то в виде камня странной формы, то деревом, то рисунком тропы.

Одно слово - романтик. Ну ладно сухое болото, допустим оно было в той низине, где сейчас водохранилище. Ладно, недобрая пустынная красота. По такой жаре ходить - оно и правда не сильно приятно. И про пустыню верно. Один трактор за целый день да несколько коровников вдали, но и те уже развалились.

IMG_7045.JPG

Но многоверстное болото? Глубокий каньон с отвесными стенами? Где он там видел каньон? А духи гор - это уж вообще...

Хотя постойте, с духами как раз очень может быть. Если вспомнить биографию Грина, то в Феодосию из Ленинграда его заставила уехать жена - потому что писатель был склонен к пьянкам в сомнительных компаниях и последующим дебошам. Если предположить, что у Волошина как гостеприимного хозяина обсуждение текущего литературного процесса запивали не кизиловым компотиком, а чем-то побелее и покрепче, то все становится на свои места. Жара плюс алкоголь - конечно, потом духи гор начнут показываться в разных местах.

Но у меня с собой была исключительно ряженка и "снежок", которыми я скрашивал время от времени тяжелую дорогу, и потому никаких духов гор не увидел. Только беседку, сделанную лесниками, да еще скала была по пути интересная.

Уклон на тропе был небольшой, но я к тому времени от жары и долгого пути был уже довольно убитый. Ноги откровенно начинали бастовать и вместо того, чтобы переставляться с место на место, начинали меня уговаривать: смотри, какой хороший камень на обочине! Давай посидим на нем, помедитируем, прочувствуем всю красоту этого места!

В другое время я бы их послушал, но идти мне было еще неизвестно сколько и как-то потом устраиваться на месте, а времени было уже прилично, тени заметно длинные.

А дорога все тянулась и тянулась, такая же однообразная. Вилась около пропастей, потом петляла среди деревьев, но в конце концов вывела меня на более-менее ровное место.

Все тот же буково-грабовый лес, но при этом уже какой-то другой лес. Совсем другой ландшафт.  Уже вот-вот, уже скоро приду, но лес все не кончался. Я шел, наклонившись градусов на тридцать: голова стремилась вперед, желая успеть до захода солнца, а ноги тащились где-то сзади, все время отставая. Тебе хорошо планировать - бурчали они - а идти-то там. Вдобавок появились лосиные кровососки - такие дрянные приставучие типа мухи. Они не опасные, но укусы их сильно потом чешутся. Кровососки сначала садятся на тебя, потом начинают бегать и искать место повкуснее, потом впиваются и отбрасывают крылья - зачем они теперь нужны, когда мы нашли свое место в этой жизни?

Как перед любым населенным пунктом тропы начали двоиться, троиться, сходиться, расходиться - потому что каждый считает своим долгом накатать собственную.

Я шел уже почти наугад, на карту ничего не было похоже, лес, наконец, кончился, пошли луга, заросшие всякими травами, еще усилие и передо мной открылась панорама на все 180 градусов.

Справа большой водоем, из которого вытекали две реки - Тигр и Евфрат. За ним завод с трубами. А впереди далекие горы, а перед ним городок со странным названием...




Глава Крыма Сергей Аксёнов
Крым

Глава Крыма Сергей Аксёнов выдвинул инициативу изменить российское законодательство, которое ужесточит ответственность работодателей за приглашенных ими мигрантов, если они совершат противоправные действия.





Москва

Стрелявших у Кремля мигрантов пытается оправдать диаспора: Просто "шалость"


Глава Крыма Сергей Аксёнов

103news.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.

Moscow.media
Крым

Глава Крыма спровоцировал череду гневных комментариев



103news.comмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "103 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 103news.com — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

103news.com — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Музыкальные новости

Сергей Рахманинов

Музыкальная сборная России сыграет в Воронцовском дворце шедевры Рахманинова и Баха




Спорт в Крыму

Алексей Смирнов – актер, которого, надеюсь, еще не забыли

В Крыму мигранты толпой избили гулявшего по парку россиянина

Что можно отметить в этот день

Руни: Сака потрясающий, он застолбил за собой позицию в сборной Англии


ATP

Итальянский теннисист Синнер стал лучшей ракеткой мира в рейтинге ATP



Феодосия на Sevpoisk.ru


Феодосия

В Феодосии готовятся к открытию три новых детских сада



Частные объявления в Феодосии, в Крыму и в России