Екатерина Мусина: «Ты хозяйка этого урока! Держись, Катя, ещё 40 минут»
Многие качканарцы знакомы с Екатериной Мусиной, как с артисткой нашего Дворца культуры. Катю часто можно встретить на сцене во время городских праздников, корпоративов и концертов. А для учеников лицея №6 она ещё и учитель биологии, причём любимый, если верить множеству комментариев детей под постами на странице Екатерины Артёмовны.
Алекс, Гоша и Костян
С Екатериной мы встретились в один из самых морозных дней, когда в школу пришли только учителя и самые морозостойкие немногочисленные ученики. Поэтому в просторном кабинете биологии на четвёртом этаже практически никого не было, кроме самой Екатерины Артёмовны, нескольких девятиклассников и модели скелета на пару с анатомическими манекенами в лаборантской. Позже я узнала, что у обитателей лаборантской есть имена: Алекс, Гоша и Костян. У последнего, по словам педагога, был даже свой телеграм-канал. Его вели дети, которые наряжали скелет в разные вещи, фотографировали и выкладывали в канал.
На столе Екатерины Артёмовны замечаю ещё одно доказательство любви учеников: записки, валентинки, открытки и даже стихи. Она хранит это всё под стеклом.
— Ещё часть я домой отнесла, — обращает внимание на мою заинтересованность Екатерина.
Без общества тоскливо и одиноко
Работать в школу Катя пришла, учась на пятом курсе педагогического института. С того момента с удовольствием дарит детям свою теплоту и любовь. Сама себя она называет добродушной, горит своей работой и старается в каждом ребёнке найти изюминку. Для неё важно, чтобы дети любили её предмет и с удовольствием шли на урок.
Катя признаётся, в 2018 году, когда она окончила школу, не думала о том, что станет учителем биологии. Было желание поступить на логопеда или педагога-олигофренолога. На тот момент данные направления были актуальными и востребованными. Как, впрочем, и сейчас.
— Я не рискнула учиться на педагога-олигофренолога, так как слишком сентиментальна и ранима. Мне было бы сложно работать с детками, которые считаются особенными, мне их жалко до глубины души, — делится Екатерина. – Кроме того, я до конца не была уверена, что это правильный выбор. Представила, что моим родителям придётся отдавать большие деньги, а потом вдруг я пойму, что это не моё. Не хотелось финансово обременять родителей.
— Когда пришло понимание, что вы хотите быть педагогом?
— Мне всегда нравилось работать с детьми, прекрасно нахожу с ними общий язык. Ещё в школе (я выпускница школы №2) в старших классах у меня была прекрасная возможность устроиться вожатой в школьный лагерь во время летних каникул. Мне безумно это нравилось. Не могу без общества, мне становится тоскливо и одиноко.
Способности есть у каждого ребёнка
— Как вы устанавливаете контакт с учениками? Приходят ли дети к вам за советами?
— Думаю, я располагаю к себе. Вижу, когда человек нуждается в общении. Могу сказать, что со старшеклассниками работать проще. Они тебя слушают, могут пошутить, уйти от темы и вернуться обратно без какого-либо напряжения. С пятиклассниками контакт только устанавливается. Когда дети приходят из начальной школы, первое время они адаптируются, им не нужно ничего кроме веселья, приходится быть строгой учительницей. К 6 классу они немного выравниваются, но я продолжаю быть для них строгой. В 7 классе дети начинают взрослеть, становится комфортно. Им чаще хочется поговорить по душам. Если замечаю, что ребёнок сегодня грустит, обязательно подойду, узнаю, в чём дело. Люблю наблюдать за взрослением своих учеников.
Никогда не буду ругать за отсутствие тетради, учебника, всегда вхожу в положение, не буду орать, портить отношения с детьми. Для меня важно, чтобы они чувствовали себя комфортно на моих уроках. Не хочу, чтобы дети говорили: «Фу, сейчас будет биология, так не хочется».
В каждом ребёнке стараюсь найти то, за что можно зацепиться. Способности есть у каждого ребёнка, ни в одном, так в другом, и важно их раскрыть. Кто-то не силён в биологии, например, но он с удовольствием помогает мне вырезать или любит приходить после уроков проверять тетради. Нужно находить контакт через разные жизненные ситуации. Я могу к ним обратиться за помощью, они ко мне.
— Как вы адаптируете свой стиль преподавания под разные уровни знаний учеников?
— Подстраиваюсь. В зависимости от темы урока стараюсь проецировать на жизнь, связывать темы с жизненными ситуациями, чтобы было понятно всем, говорю простыми, понятными словами. Если ребёнок хочет изучать предмет углубленно, планирует в дальнейшем сдавать по нему экзамен, для этого есть факультативные занятия, дополнительное образование, «Точка роста» и т.д.
Стала выбирать себя
— Бывают ли конфликты с учениками? Как вы справляетесь с трудными ситуациями?
— Два первых года в школе мне было очень сложно эмоционально, я переживала. Мы с учениками долго притирались друг другу. Мне было сложно с детьми, которые не чувствуют грани, они не думают о том, что могут обидеть словами. Я была совсем девчонкой — 22 года. Остро реагировала, уходила в себя. Вечерами дома плакала. Ложась спать, анализировала, как мне нужно было поступить в той или иной ситуации. Старалась абстрагироваться, но получалось плохо.
В тот момент мне очень помогли мои одногруппницы. Мы рассказывали друг другу о ситуациях в школе, помогали друг другу. Становилось легче. Дома поддерживал молодой человек, родители, бабушка и дедушка. Какие-то ситуации мы решали совместными усилиями. Кроме того, мне помогал наставник, им у меня была Анна Владимировна Ганьковская. Она на протяжении трёх лет меня поддерживала, объясняла, подсказывала, помогала. Конечно, руководство школы тоже приходило на помощь. Когда ты чувствуешь поддержку, понимаешь, ты не одна, тогда становится легче.
На третий год работы в школе я научилась абстрагироваться и смотреть на проблемы по-другому. Перестала переживать, как раньше. Теперь из всех ситуаций извлекаю опыт. Стала выбирать себя, поняла, ничего нет важнее, чем личное эмоциональное состояние. Всё временно, всё отпускаем и успокаиваемся.
— Как взаимодействуете с родителями?
—У меня два классных руководства: пятый и седьмой классы. Мы стараемся с ними выезжать в другие города, на природу, ходим на каток, в пиццерию, катаемся на бубликах. Помимо этого, мы общаемся с родителями в неформальной обстановке. Можем без детей посетить с ними мастер-класс, интеллектуальную игру, сходить в пиццерию.
— С кем сложнее: с родителями или детьми?
— Общий язык можно найти со всеми. Но бывают моменты, когда родители не соблюдают субординацию, нелегко выстраивать границы. Почему-то они считают, что могут нагрубить, нахамить. Я вижу, как дети смотрят на меня глазами своих родителей, говорят их словами. Помню себя ученицей, мы тоже не всегда прилежно сидели на уроках, но никогда не было такого, что мы вступали с учителем в диалог, если она нам делала замечание. А сейчас дети могут ответить на твоё замечание с негативными, агрессивными нотами.
Детей всё сложнее замотивировать, к сожалению, у них нет заинтересованности. Я стараюсь делать яркие презентации с ребусами, кроссвордами, даю поработать с микроскопами, но им неинтересно.
Всё лето зарабатывала деньги
— Есть ли у вас опыт работы в других сферах до того, как вы стали педагогом?
— Перед институтом я всё лето зарабатывала деньги на первое время, работая продавцом-консультантом в магазине «Gloria Jeans».
На данный момент совмещаю работу в школе и во Дворце культуры, там у меня договор ГПХ (гражданско-правового характера). Периодически выступаю на сцене. Люблю петь, не хочется оставлять пение в прошлом.
Мне предлагали пойти на место Татьяны Николаевны Новгородовой, когда она уехала, но я не решилась, тем более, меня директор из школы не отпустила бы.
— Сложно совмещать?
— Не знаю, как всё успеваю, но я люблю такой ритм жизни. Всегда найду время на свои любимые дела. Когда были зимние каникулы, четыре дня сидела дома, мне казалось, что я бесполезна. Мне по натуре нужно чем-то заниматься. Если я дома, то нужно, например, делать ремонт, сидеть просто так нельзя. Мне необходимо быть нужной и полезной.
«Чучело-Мяучело» так и не спела
Петь Катя начала в детском саду, с 4 лет выступала на «Качканарских звёздочках».
— Мне было 4 года, когда меня выставили выступать на сцене Дворца культуры, я должна была петь песню «Чучело-Мяучело». Вышла на сцену, увидела тёмный зал, стало так страшно, я заревела. Мама быстренько увела меня со сцены. Песню так и не спела.
Музыкальный работник из садика сказала маме, что меня нужно отдать в музыкальную школу. Моим первым преподавателем стала Тамара Васильевна Корнакова. Прекрасная женщина, к сожалению, её уже нет в живых. После Тамары Васильевны нас подхватила Татьяна Николаевна Новгородова. Она предложила нам ходить во Дворец культуры в коллектив «Пепси+». Получается, я несколько лет параллельно занималась в музыкалке и в ДК.
Дети адаптированы под любую ситуацию
— Что вам больше всего нравится в вашей работе?
— Работа с детьми. Дети всегда поднимают настроение. Учитель всегда молод. Ты каждый раз узнаёшь от детей что-то новое. Мир не стоит на месте, всё развивается, появляются современные слова, тренды: это всё я узнаю от детей. Они мне предлагают снимать короткие видео, конечно, я соглашаюсь.
Многие дети сейчас коммуникабельные, лёгкие на подъём. Они не слушают чужое мнение, уверены в себе, уверены в своём будущем. Например, они не переживают, что не поступят в университет, и у них из-за этого не будет работы. Они адаптированы под любую жизненную ситуацию, не сдал экзамен, значит раньше пойдёт работать, его это не расстраивает. Они будут цепляться за любую возможность, чтобы существовать. Будут крутиться, вертеться и достигать высот. Мне нравится это в нынешних детях.
— Какие советы вы бы дали начинающим педагогам?
— Если что-то идёт не так, в этом нет ничего страшного. Все проходят этот опыт. Когда ваши первые трудности будут пройдены, оглядываясь назад, вы увидите, что прошли огромный путь, а результат будет вызывать восхищение. Это тернистый путь, но не нужно останавливаться, ломать себя на своём первом провале. Трудности будут везде, независимо по какой специальности вы работаете. Не бывает взлётов без падений.
Помните о том, что никто не знает, как должно быть. Я всегда в голове держала фразу: «Никто не знает, как должен пройти твой урок. Если даже что-то пошло не так, никто этого не заметит. Ты хозяйка этого урока! Держись, Катя, ещё 40 минут». Это меня успокаивало.
— Самое важное качество для успешного педагога?
— Неравнодушие. У педагога должно быть тёплое сердце, чтобы понимать каждого ребёнка. На любую ситуацию нужно смотреть с разных сторон, уметь урегулировать. Обеспечить теплом каждого ребёнка, с каждым ребёнком нужен контакт.
Ответственность. Когда берёшь классное руководство, когда дети приходят к тебе на урок, ты стараешься быть ответственен не только за жизнь и здоровье, а в целом за их состояние, за их комфорт, настроение.
Активность. Нужно быть с детьми на одной волне. Даже когда у меня не было классного руководства, мои ученики приглашали меня на каток, покататься на бубликах, велосипедах. Через активность я могла познавать ребят, стать им ближе, помочь, поддержать в каких-то ситуациях.
Активная семья
Своей самой главной отдушиной Екатерина считает семью: маму Олесю, бабушку Екатерину Петровну, дедушку Бориса Фанзовиевича, своего молодого человека Романа. Катя признаётся, они в любой ситуации поддержат её и выслушают.
— Я всегда знаю, что могу позвонить маме, бабушке, дедушке, они обязательно меня выслушают, успокоят мой пыл, поддержат. Они с теплотой относятся к моей профессии. Вспоминают моменты из нашей жизни. Это меня успокаивает и приводит в равновесие. Также меня всегда поддерживает мой молодой человек. Когда я прихожу домой, то знаю, меня выслушают.
Мы очень активная семья. Бабушка с дедушкой до сих пор за любой кипиш, а им уже далеко за 70 лет. На лыжах – да! На футбол – да! На мои выступления– да! Ехать в Нижний Тагил – да! В Москву — да! Дедушка с бабушкой и мама научили меня всегда быть позитивной и найти выход из любой непонятной ситуации.
— На вашей странице в социальных сетях помимо коротких видео и фото с учениками много фотографий и репостов о домашних животных. Вы неравнодушны к ним?
— Я безумно люблю животных. Они для меня полноценные члены семьи. Сколько себя помню, у нас всегда дома были животные. Причём, всех животных мы находили на улице. Бабушка постоянно то собачку возьмёт, то котика, мы их выхаживали, лечили. Мама точно также. Теперь я не могу представить жизнь без животных. Они для меня как друзья, успокоение после тяжелого рабочего дня.
Не приемлю жестокого обращения с животными. Не одобряю тех, кто выкидывает животных на улицу, когда они надоели. Всегда стараюсь сделать репост, перевожу деньги в Фонд бездомных животных. Прививаю своим ученикам заботу о братьях наших меньших. Мы организуем сбор корма.
Мы с мамой берём на передержку животных, затем пристраиваем в добрые руки. Бабушка взяла собаку с улицы с обмороженными лапами. Мы её выходили. Теперь она живёт у дедушки с бабушкой, а ещё кот и кошка. Для нашей семьи важно создать комфорт для животных, подарить им любовь и ласку. Они ведь живые существа, которые тоже достойны заботы. Тем более, их жизнь гораздо короче нашей.
Сейчас я живу отдельно от родителей, у нас с Ромой тоже есть домашние животные – две кошечки. Они уличные, беспородные, зовут их Куся и Сюся. Они для нас, как дети, мы их очень любим.
В багажнике машины всегда вожу с собой две большие упаковки корма. Если где-то вижу кошечку или собачку, выбегу, покормлю.
Правда, в детстве со мной произошла неприятная ситуация, связанная как раз таки с животным. Когда мне было четыре года, мы всей семьей приехали в сад, взяли с собой нашу небольшую собачку. Я была активным любознательным ребёнком. Собачка сидела на скамейке, когда я проходила мимо и дёрнула её за нос. Нос у животного самое чувствительное место. Она прыгнула на меня, повредила глаз, пострадал хрусталик. Мне делали несколько операций. Несмотря на это, всё равно люблю животных, понимаю, что это была моя детская глупость, сама полезла, получила в ответ.
Засыпала только под шансон
Во время беседы Екатерина ещё вспоминает истории из детства. На этот раз про любовь к музыке.
— Я засыпала в машине только под шансон. Знала абсолютно все песни «Бутырки». Петь любила только шансон. Бабушке с дедушкой всегда пела песню: «У тебя у курносой маршрут один. По Неглинной налево в ресторан Берлин…».
— Кем вы видите себя через 10 лет?
— Надеюсь, останусь такой же позитивной, неравнодушной, с такой же любовью к детям, своей работе. Надеюсь, что поменяется только цифра в возрасте, а всё вокруг останется прежним.
Надеюсь, что ко мне будут приходить мои выпускники. Как это происходит сейчас.
Юлия Гофлер
Фото Юлии Гофлер и из личного архива Екатерины Мусиной
