Государство в помощь: калужские предприниматели – про опыт заключения соцконтрактов
Программа оказания материальной помощи для самозанятых и индивидуальных предпринимателей в форме социального контракта существует не первый год, но отзывы о ней разные. В каких случаях и кому она подходит, какие этапы включает, на своём опыте рассказали несколько калужан.
Оборудование в деле
В ходе подготовки этого материала пришлось услышать мнения о том, что получить матподдержку на бизнес обычным людям затруднительно. Мне говорили, что под условия контракта подойдут или одинокие мамы, или холостые мужчины либо официально не работающие. Были также сомнения в честности получателей соцконтрактов и неформальности контроля за использованием выделенных денег.
Благодаря помощи специалистов агентства «Мой бизнес» мне удалось поговорить с теми, кто заключил соцконтракт и кому на самом деле удалось совместить все условия по программе.
Самозанятая калужанка Вера Крамер сейчас работает в собственном ателье, которое открыла благодаря заключённому социальному контракту три года назад.
На тот момент она не работала, у неё было двое несовершеннолетних детей. О социальном контракте узнала случайно, в школьном родительском чате. За плечами было швейное образование, но практиковалась дома, для себя и детей.
В тот год, по её словам, социальные контракты давали почти всем. Полученные от государства деньги в сумме 250 тысяч рублей были потрачены на закупку швейных машинок. За четыре года они себя полностью окупили и продолжают работать до сих пор.
В течение года затем нужно было ежемесячно ездить отчитываться в отдел соцзащиты. Доход у неё менялся по сезону, в иные месяцы снижался до минимума, но главное, чтобы он был. Значит, бизнес работает, оборудование в деле.
Помогла многодетность
Артём Фёдоров занимается пошивом традиционной одежды. Несколько лет назад многодетная семья переехала в деревню. Жена оказалась временно безработной. В этот момент пригодились навыки рукоделия. Как-то подарила супругу русскую рубашку. Новый образ очень понравился родственникам и друзьям, и они попросили для них сшить нечто подобное. Дальше – больше. На ярмарке одежда в народном стиле стала пользоваться успехом, и супруги решили начать производить её в промышленном масштабе.
Однако в 2022 году их бизнес едва не рухнул из-за резкого роста цен. Они тогда уже закупались на фабриках в Белоруссии. Фактически все имевшиеся в семье средства нужно было отдать на приобретение ткани.
Артём узнал о возможности получить материальную помощь на бизнес через социальный контракт. Они с женой как раз тогда стали самозанятыми. Доходы были невелики, а семья большая, четверо маленьких детей.
Все полученные от государства средства пошли на закупку партии ткани. Помощь пришла как нельзя вовремя, это здорово помогло не попасть в финансовую яму и даже расшириться.
В 2024 году Артём Фёдоров второй раз получил социальный контракт. Если в первый раз сбор документов был упрощённым, то спустя два года в него добавили новые пункты. При составлении бизнес-плана нужно было применить знания финансового блока. К примеру, надо было объяснить, что такое фонд оплаты труда, какими законами регулируется экспорт. Ему как человеку с высшим финансовым образованием это оказалось делом несложным. На этот раз они приобрели вышивальную машину. Сейчас на ней сами изготавливают тесьму для косовороток.
Попасть в «минималку»
Ещё одна собеседница, Марина Чередниченко, социальный контракт подписала около года назад. В Калугу она с семьёй приехала из другой страны. Захотела открыть детский клуб. Как она пояснила — чтобы найти друзей для своих детей, для которых переезд стал огромным стрессом. Педагогического образования у неё нет, но успешный опыт предпринимательства был. Началось с летнего городского лагеря, а затем добавился клуб выходного дня с играми и развивающими мастер-классами.
На вопрос о том, как удалось соблюсти условия, рассказала, что это получилось не с первого раза. Несколько раз подавала документы, но доход превышал сумму прожиточного минимума. Получилось тогда, когда все отчисления по бизнесу были минимальны за три месяца.
На сумму в 350 тысяч она приобрела оргтехнику, игровое оборудование, костюмы.
— Там было тестирование на адекватность, финансовые знания и предпринимательские навыки. А затем пишешь бизнес-план. В его составлении мне помогли сотрудники агентства «Мой бизнес». Я заполнила их шаблон, а они откорректировали.
Марина месяц ждала принятия решения, а затем в течение недели деньги уже поступили на карту.
— Чеки представляются именно на то, что у тебя прописано в бизнес-плане. Если нет, тогда их могут и не принять. Закупки нужно было сделать в течение двух месяцев после получения средств.
Приобретённые игрушки и спортивные снаряды стали хорошим подспорьем для развития и до сих пор работают в детском центре.
В начавшемся году существующие условия предоставления материальной помощи в виде социального контракта решено расширить. К малоимущим добавятся участники СВО, которые не обязательно должны будут иметь минимальный доход.
