Мы в Telegram
Добавить новость
103news.com
Все новости
Июль
2020

«Свечи сгорают дотла»: чёрная дыра воспоминаний

«Свечи сгорают дотла»: чёрная дыра воспоминаний

В конце прошлого года в издательстве "Носорог" вышла книга венгерского классика Шандора Мараи (1900-1989) "Свечи сгорают дотла". Этот небольшой роман можно считать идеальной иллюстрацией к крылатой фразе "Месть - блюдо, которое лучше подавать холодным".

В конце прошлого года в издательстве "Носорог" вышла книга венгерского классика Шандора Мараи (1900-1989) "Свечи сгорают дотла". Этот небольшой роман можно считать идеальной иллюстрацией к крылатой фразе "Месть - блюдо, которое лучше подавать холодным".
Фото: Podpisnie.ru

Но стоит ли подавать холодным такое блюдо, как хороший роман? В этом смысле "Свечи сгорают дотла" совсем остыл. Написан он был ещё в 1942 году, а на русском языке выпущен впервые. Несмотря на это, логика в появлении перевода есть - в последние несколько лет интерес издателей к большой венгерской литературе явно повысился. В 2016 году в издательстве Symposium вышел исторический роман-дневник Пала Завады "Подушка Ядвиги" (1997), а в 2017-м АСТ выпустило своеобразный роман-танец Ласло Краснахоркаи "Сатанинское танго" (1985). "Свечи сгорают дотла" встаёт в этот ряд.

Основное действие романа разворачивается в 1940 году. Европу уже сотрясает Вторая мировая война, но Мараи не интересует внешний шум. Его герой - 75-летний венгерский генерал Хенрик, чьи войны остались далеко позади. Он влачит одинокое существование в собственном замке и мечтает только об одном - встретиться со старым другом Конрадом, неожиданно уехавшим из Венгрии 41 год назад. Внезапно беглец даёт о себе знать. Генерал, так и не простивший другу некоторых поступков из прошлого, начинает обдумывать план мести, который он хочет привести в действие во время совместного ужина в замке. Обиды прошлого, старый замок, месть… Всё это наводит на мысли о яде или револьвере, но Мараи заставляет героя мстить так, будто тот - писатель. Ведь что может быть страшнее пули? Правильно: разговор по душам. Невероятно, но факт: большая часть романа "Свечи сгорают дотла" - это один долгий разговор при свечах. Два старых уставших человека в полутёмной комнате - Мараи этого достаточно.

В 1926 году поэт Владислав Ходасевич писал в "Соррентинских фотографиях":

Воспоминанье прихотливо

И непослушливо. Оно -

Как узловатая олива:

Никак, ничем не стеснено.

"Свечи сгорают дотла" прекрасно иллюстрирует эти строки. Сначала Хенрик думает о минувшем один в ожидании Конрада, затем друзья вспоминают прошлое вдвоём. Воспоминания плывут по времени сквозь вторую половину XIX к началу XX века. Начинается всё с 1850-х годов. Мы видим родителей Хенрика в молодости - капитана венгерской гвардии и дочь французского графа. Как гвардеец увозит утончённую француженку в венгерскую глушь ("Снег окружил замок безмолвным и угрюмым северным войском, точно осаждённую крепость"). Как восьмилетний Хенрик встречается со своей французской роднёй, не чувствуя этого родства ("Всё это казалось слегка враждебным"). Как в десять лет он знакомится с Конрадом в военном училище. И дальше - воспоминания летят по старой имперской Вене: вальсы Штрауса, снег, "Вена была полна жизни"…

Сцена из спектакля по роману

По этим же воспоминаниям несутся ключевые темы произведения: настоящая дружба, классовое расслоение, тоска по старой имперской Европе, потеря родины, закат этой самой старой (благородной) Европы, музыка… Да, Мараи описывает "Полонез-фантазию" Шопена с той же страстью, с какой Герман Гессе описывал ранний джаз в "Степном волке". При этом в романе проговариваются многие другие важные вещи. Например, то, как важно быть самим собой. И тут писатель справедливо замечает: "Это самый страшный удар, который судьба может нанести человеку. Желание быть не тем, кто ты есть; нет более мучительной страсти, способной гореть в человеческом сердце". Есть в книге и довольно точные слова о природе человеческой страсти: "Страсти совершенно безразлично, что она получит от другого, она жаждет выразить себя, сообщить свою волю, даже если в обмен ей достанутся лишь кроткие чувства, вежливость, дружба или терпение". Так что роман Мараи вполне можно назвать психологическим. Есть в нём и элементы детектива, и именно поэтому мы так мало затрагиваем сюжет: в эту чёрную дыру воспоминаний читателю лучше шагать, не зная сюжетных подробностей.

В какой-то момент воспоминания Хенрика о родне вызывают в памяти роман Райнера Марии Рильке "Записки Мальте Лауридса Бригге" (1910). И нельзя сказать, что эти произведения сильно похожи, но на уровне ощущений в них есть что-то общее. И там и там прошлое - как тяжёлая, пыльная, но величественная гардина, скрывающая, в конечном счёте, одиночество и призраков былых дней.

"Свечи сгорают дотла" старомодны и неторопливы, но несвоевременность издания делает их ещё более притягательными (так бывает притягателен старый благородный артефакт, обнаруженный при раскопках). Занятно, что в какой-то момент у Мараи возникает невольная перекличка с упомянутым Ходасевичем. Последний ещё в 1918 году в стихах описывал человека, который идёт по городу, "Как больная рыба по дну морскому". Мараи отвечает на это пассажем: "Мальчик сидел в глубине коляски, обитой изнутри голубым шёлком, и сквозь запотевшее стекло смотрел на город, сверкавший полосками в струях дождя, словно живот толстенной рыбы".

В другом эпизоде появляется внезапное родство с Бодлером, который в стихотворении "Сплин" довольно точно (если верить переводу Иннокентия Анненского) передавал параноидальное состояние в тягостные дождливые дни:

Тюремщик - дождь гигантского размера

Задумал нас решёткой окружить,

И пауков народ немой и серый

Под черепа к нам перебрался жить…

Шандор Мараи

Мараи отвечал на это рассказом Конрада о его жизни в тропиках: "Хочешь почитать, но дождь каким-то образом проливается в книгу; не в буквальном смысле, но действительно теряешь способность следить за смыслом букв, слушаешь дождь. Хочешь поиграть на пианино, но дождь сидит с тобой рядом и играет вместе с тобой".

Писатель очень внимателен к деталям, из-за чего текст романа превращается в саму "материю воспоминания". Это термин Конрада, который и говорит в романе о важности деталей: "Да, детали иногда очень важны. Они как бы связывают целое, склеивают основную материю воспоминания".

Мараи точен буквально во всём - в описании летней жары, музыки, охоты… Читая эту книгу, понимаешь: да, этот человек тоже лежал на кровати, прислушиваясь к последнему августовскому зною. Он тоже ошеломлённо вздрагивал от музыки в концертном зале и так же радовался прохладе тихого леса: "Природа просыпается, лес потягивается, точно протирает глаза сонными движениями. У всего такой чистый запах, будто ты вернулся на другую родину, какой она была в начале жизни и вообще всего". И вроде бы всё это - довольно простые вещи, но именно они сильнее времени и живут в наших воспоминаниях.

В другой своей книге "Травник" (1943) Шандор Мараи размышлял: "Жить и писать надо как в последний раз, то есть спокойно, вдумчиво, с равным пристрастием наблюдая за миром и за самим собой, за своим разумом и страстями, за людскими намерениями и тем, как мы связаны со вселенной". Роман "Свечи сгорают дотла" подтверждает: да, автор писал именно так. Чем больше прочитываешь страниц, тем явственней чувствуется эта спокойная взвешенная авторская уверенность. И в ней - особая сила.

Если говорить о самом издании, то к его минусам можно отнести неидеальную корректуру, а к плюсам - оформление и перевод. Оксана Якименко - переводчик венгерской литературы, хорошо разбирающийся в теме. Давайте и мы разберёмся, благо скромный тираж романа (1000 экз.) пока ещё не распродан.





Губернаторы России
Москва

Собянин наградил выдающихся москвичей за профессиональные достижения





Москва

Инго Экосистема стала победителем национальной премии FinTech Awards Russia


Губернаторы России

103news.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.

Moscow.media
Москва

Собянин накануне Дня России наградил заслуженных москвичей



103news.comмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "103 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 103news.com — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

103news.com — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Музыкальные новости

Сергей Рахманинов

Всенощное бдение Рахманинова исполнят в Исаакиевском соборе в День России




Спорт в России и мире

Алексей Смирнов – актер, которого, надеюсь, еще не забыли

Подмосковные атлеты выиграли 7 медалей на Мемориале братьев Знаменских

Прославленный вратарь Икер Касильяс присоединился к кампании Hisense «Ставшие легендой» в поддержку УЕФА ЕВРО 2024™

6-летняя девочка сломала позвоночник, прыгая на батутах в Москве


Мария Шарапова

Мирра Андреева может стать новой Марией Шараповой



Новости Крыма на Sevpoisk.ru


Москва

Грузия решила восстановить дипломатические отношения с Россией



Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России