Арлекино на хвойной ветке
№97 (6401) от 26 декабря 2025
Старые ёлочные украшения – это счастливый билет в детство
В советские времена, когда люди работали много, а получали примерно одинаково, когда приобретение мебельной стенки или американских джинсов было целым событием, когда собирались компаниями в квартирах, а перед этим дружно лепили пельмени на малогабаритной кухне, в те спокойные, радостные, но застойные времена новогоднюю елку часто наряжали в последний момент.
Искусственных елей было мало, а живые привозили перед самым Новым годом, чтобы не осыпались раньше срока и успели порадовать, постоять подольше в ведре с водой, хотя бы дней десять. И с мандаринами тоже нужно было рассчитать всё правильно. Достать их за неделю, чтобы не засохли.
На предприятиях выдавали праздничные наборы для сотрудников. Содержанием классического новогоднего набора были палка сухой колбасы, индийский чай со слоном, несколько банок сгущенки, иногда красная икра, шоколадные конфеты, какие-нибудь редкие консервы. Торты рязанцы везли из столицы на электричке четыре часа, ставя их на полки для сумок и оберегая от соседской поклажи. Но чаще торты пекли дома, и они получались вкусными, потому что масло было маслом, а сметана сметаной. Заполучить несколько килограммов бананов в «овощном» или несколько бутылок «Фанты» в универсаме считалось большой удачей. Зато с такими продуктами стол мгновенно становился праздничным. Его предвкушали. Ему радовались. К нему спешили с работы 31 декабря, которое было рабочим днем, если не выпадало на воскресенье. И, конечно же, граждане в те времена не отдыхали десять дней подряд. 2 января уже шли на работу.
Особый уют в те дни создавали елки с игрушками. Они не продавались в таком количестве, как сейчас. Однажды я простоял за стеклянными шарами особенно ярких расцветок в очереди целый час. А ничего особенного в этих шарах и не было. Но понятно это стало позже, спустя много лет, когда из груды игрушек мы начали извлекать особенно дорогих львов, гномов, клоунов и сосульки. С отколотыми краями, потертые, на скрученных хлопчатобумажных нитях, с осыпавшимися блестками, они с каждым годом становились все дороже и дороже. И это чувство особенно остро ощущается в Рязанском историческом музее на выставке «История игрушек» (0+).
За порогом музея словно уносишься в прошлое, чтобы пережить радость новогодних традиций ушедшей эпохи. Выставка не просто демонстрирует ёлочные украшения: она оживляет историю страны через маленькие стеклянные чудеса, картонные и пластмассовые игрушки, которые когда-то сияли на праздничных ёлках.
Скромная ёлочная игрушка за десятилетия превратилась в культурный феномен, сохранив в себе отголоски быта, искусства, идеологии и даже научных достижений эпохи. Каждая игрушка – крошечный хроникёр, который рассказывает свою часть большой истории. На выставке представлены экспонаты из фондов музея-заповедника – ёлочные украшения и праздничная атрибутика XX века. Здесь можно увидеть игрушки 1930-х годов, где рядом с привычными фигурками людей и животных красуются экземпляры с советской символикой, и стеклянные фигурки 1950-60-х, серии игрушек-овощей и миниатюрных предметов быта, словно застывшие кадры из повседневной жизни.
Экспозиция не ограничивается музейными фондами. Особый шарм ей придают частная коллекция Дедов Морозов и Снегурочек от Владимира Мильцина и сказочные игрушки художницы Елены Бабкиной, добавляющие всей выставке нотку авторского волшебства.
А самый трогательный акцент – новогодняя ель в фойе, украшенная игрушками ручной работы. Их создали воспитанники детской школы искусств № 1 и студии «Колибри» специально для гостей музея. Изящные работы из папье-маше, дерева и керамики словно связывают прошлое и настоящее, напоминая: традиция наряжать ёлку живёт и продолжает вдохновлять новые поколения.
Сотрудник Рязанского исторического музея Полина Чумичёва рассказала, что до середины XIX века елочные украшения были в основном завозные, сделанные фабриками и мастерами других стран. Позже по их образцам начали изготавливать отечественные игрушки. В музее хранятся елочные украшения 30-40-х годов прошлого века, сделанные из проволоки. В ходу были также незамысловатые материалы – вата, картон… А радости от любования игрушками было не меньше, а может, и больше. Кто-то скажет: люди тогда были менее искушенными в удовольствиях и более наивными. Может, и так. Но этот романтический, светлый настрой создавала вера в то, что каждый новый год будет приносить больше радости. Просто верилось, что будет лучше. Теперь эта беззаботность – почти антиквариат. Как и особо ценные антикварные елочные игрушки советского времени. В основном это ручные изделия 1930–1950-х годов из стекла, ваты или картона, выпущенные малыми тиражами или в пробных сериях, часто в виде сюжетных наборов по сказкам. Их отличала высокая художественная проработка, в отличие от массовых образцов позднего СССР, изготовленных на карусельных станках. Количество постепенно побеждало качество.
Среди коллекционеров особенно ценятся серии сказочных героев «Чиполлино», «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок», «Три поросенка». Говорят, за некоторые экземпляры в салонах предлагают десятки и сотни тысяч рублей. Например, пробный образец вроде «Лягушки с часами» был продан за 584 тысячи рублей. Очень ценятся игрушки с символикой эпохи: звезда со Сталиным, «Индус с ананасом», набор «15 республик СССР», «Шуховская башня» (1950-е). Найти их непросто, а купить почти невозможно, даже за большие деньги. Но мы сейчас не об этом.
…Вечер 31 декабря. Снега – просто завались. Мы с мальчишками всё утро рыли пещеры в сугробах, воображая их землянками, из которых мы будем отстреливаться снежками от наступления каких-нибудь врагов. Во дворах строились снежные крепости. Они держались до последнего, но их стойкий гарнизон все-таки валился с ног, умирая от смеха, когда кто-то из больших пацанов обрушивал снежную глыбу на защитников. Наши трико и варежки покрыты ледяными катышками, и запястья рук ломит от попавшего в рукава снега. Мы мчимся в ближайший подъезд и прижимаемся спиной к батареям на лестничных клетках. В то время в подъездах еще были радиаторы отопления, а сами они не закрывались на кодовые замки. Одежда становится влажной, от нее поднимается пар. Вроде оттаяли. Пора брать штурмом крепости в других дворах.
Наш энтузиазм только крепнет, ведь впереди – бесконечная новогодняя ночь. Нужно только дождаться, когда с работы придут родители. Прибегаешь домой, открываешь дверь, а в комнате – елка. Такая прекрасная и разлапистая, что под ней хочется поселиться вместе с плюшевым медведем и зайцем. Наверху покачиваются сосульки, золотой орех и Арлекино. Главное – не заснуть раньше времени, до боя курантов. Вот такого семейного уюта и хочется пожелать всем в грядущих новых годах. И пусть о нем всегда напоминают елочные украшения, хранящиеся на антресолях.
Димитрий Соколов
Фото автора
