Пушки, тачки, негры и немного Skittles: 30 лет боевику "Плохие парни"
Классические фильмы про полицейских могут казаться жанром архаичным, но на самом деле кино о крутых парнях и в XXI веке пользуется зрительским спросом. В так называемых бадди-муви, где двое протагонистов дружат обычно часто через силу и вместе прорываются сквозь все невзгоды, чаще всего показывали копов разных национальностей и цветов кожи. Это повелось ещё с конца 1960-х, но в середине 1990-х впервые появилось без преувеличения культовое кино, где оба копа были чернокожими. Речь, естественно, о «Плохих парнях», режиссёрском дебюте единственного и неповторимого Майкла Бэя.
Все подробности - здесь
Суровые парни носят чёрное
В период Нового Голливуда фильмы о копах были, как правило, довольно мрачными, жестокими и подчёркнуто приземлёнными. Лучшие из них – уж точно: хоть «Грязный Гарри» (1971), хоть «Французский связной» (1971), хоть «Серпико» (1973). Герои носили костюмы и шляпы, а выражение лиц было таким, будто они только что проглотили лимон.
Однако в середине 1970-х появился проект, который словно распахнул форточку и окутал жанр свежим калифорнийским дыханием. Грубоватый Дэйв Старски и интеллигентный Кен Хатчинсон прославились не только благодаря умению распутывать преступления, но и за счёт разных деталей вроде роскошного ярко-красного «Гран Торино», на котором колесили герои.
Друзья познаются в беде
Сценарист и режиссёр Уолтер Хилл в фильме «48 часов» (1982) вывел идеальную формулу полицейских фильмов о напарниках, которые не только стреляют и догоняют, но и веселят. Суровый фараон Джек Кейтс в исполнении Ника Нолти и болтливый пройдоха Рэджи Хэммонд (Эдди Мёрфи) сколотили огненный союз. Кажется, что ещё немного – и эти двое вопьются друг другу в глотки. Но нет, сотрудничество оказывается на удивление плодотворным. Сорвал большой куш и "Полицейский из Беверли Хиллз" (1984), в котором алгоритм "крутой коп с острым языком уделывает злодеев" был отшлифован, кажется, до блеска.
Но в 1987 году в прокат вышел боевик «Смертельное оружие», который навеки вписал имена своих создателей в историю полицейских бадди-муви. Сценарист Шейк Блэк, большой поклонник полицейских лент в целом и «Грязного Гарри» в частности, написал сценарий современного городского вестерна, где герои Мела Гибсона и Дэнни Гловера изо всех сил сражались за справедливость, оставаясь при этом совершенно обычными мужиками - с тягой к алкоголю, женщинам и неизбежными размышлениями о кризисе среднего возраста.
Их поменяли местами
Впечатлённые сборами подобных фильмов продюсеры Джерри Брукхаймер и Дон Симпсон, работавшие над "Полицейским из Беверли Хиллз", решили снять его звезду Эдди Мерфи ещё в каком-нибудь своём проекте. Выбор пал на совместную работу сценаристов Майкла Бэрри, Джима Малхолланда и Дага Ричардсона.
Их история была лиха и незамысловата. Маркус Бернетт и Майк Лоури при всей своей непохожести (первый — жёнобоязненный семьянин, второй — холёный холостяк из богатой семьи) составляют отличную команду детективов из отдела по борьбе с наркотиками в Майами. Когда со склада улик в полицейском участке исчезают несколько килограммов героина, комично нервный капитан Говард поручает парочке расследовать их пропажу. Поиски приводят их к единственной свидетельнице Джули и заставляют поменяться местами. Из-за этого возникает череда недоразумений, то и дело мешающих расследованию, но героям приходится сохранять игру на два фронта, чтобы выйти на след опасных преступников.
Риск - дело благородное
Но годы шли, Мёрфи понемногу терял интерес к комедийным боевикам, и когда возникла идея "Плохих парней", где напарником его героя должен был стать набиравший популярность Уэсли Снайпс, он не проявил заинтересованности. А с учётом того, что к середине 1990-х Дон Симпсон стал законченным наркоманом и персонажем скандальной хроники, актёры с репутацией стали избегать участия в его лентах. В общем, от чести сняться в фильме о приключениях постоянно пикирующихся приятелей-копов уклонилась куча народа. В итоге подписать на роли удалось Уилла Смита и Мартина Лоуренса.
Конечно, сейчас главной звездой этой серии считается первый, однако 30 лет назад он был менее известным, чем его коллега, который снимался в комедиях и засветился в знаменитой ленте Спайка Ли «Делай, как надо». Оба мечтали попасть в высшую лигу Голливуда и были готовы рисковать.
Словно две смазанные шестерёнки
Режиссёром Брукхаймер и Симпсон решили поставить модного клипмейкера Майкла Бэя. Тот успел сваять множество визуально роскошных рекламных роликов и изобретательных музыкальных клипов для поп-рок-идолов типа Мита Лоуфа и Тины Тёрнер и явно созрел для дебюта в полном метре.
Вот только Бэю не совсем нравился сценарий, поэтому он разрешил Смиту, Лоуренсу и получившей главную женскую роль Tea Леони импровизировать перед камерой, и результатом стало живое и органичное общение напарников, которые понимают друг друга с полуслова, заканчивают друг за друга предложения и вообще воплощают дух товарищества и братства. С взаимными подколками и искренней дружбой. Уилл Смит и Мартин Лоуренс словно две смазанные шестерёнки работают вместе на общее дело.
После выхода фильма дуэт Уилла Смита и Мартина Лоуренса мгновенно стал культовым, а фильм подстегнул карьеру обоих актёров. Они настолько органично дополняют друг друга, что выделять главного в этой парочке попросту бессмысленно.
Майкл Бэй не летает экономклассом!
Обычно привыкшие сорить деньгами, продюсеры, на счету которых были суперуспешные "Танец-выспышка", "Лучший стрелок" и "Дни грома", на сей раз затянули пояса, сочтя "Плохих парней" более рискованными, чем запущенные в тот же момент "Скала" и "Воздушная тюрьма". На боевик выделили всего $19 млн - и это крайне стесняло Бэя, желавшего заявить о себе ярко и громко.
Понимая, что зрителя надо развлекать не только пацанским юмором, но и зрелищными трюками, Майкл пошёл на беспрецедентный для наёмного работника шаг: когда студия отказалась финансировать съёмки слишком дорогого, по мнению бухгалтерии, финала, режиссёр лично выложил $25 000, чтобы сделать запланированную им ударную концовку!
Для режиссёрского дебюта фильм смотрится на удивление хорошо. Всё, что касается визуальной составляющей - закаты и рассветы, залитые солнцем пейзажи, ночной блеск неоновых вывесок и множество слоу-мо планов, на которые Бэй ввёл моду на долгие годы - каждый кадр буквально кричит о своей исключительности. И всё это было изрядно сдобрено поп-хитами 1990-х.
Ныне Майкл Бэй имеет репутацию мегаломана и мастера блокбастеров, который создал "Трансформеров", а во время съёмок "Плохих парней" вынужден был задействовать в качестве тачки героев собственный "Порше".
Мощный старт
Сочтя "Плохих парней" проходной картиной, не подходящей для сезона летних блокбастеров, студия Columbia назначила его релиз на начало апреля. Тут киночиновников ждал сюрприз: экшен резво стартовал и две недели подряд возглавлял бокс-офис. Критики ожидаемо разругали кино за ходульность сценария и приверженность создателей к штампам. Хотя и отметили качество сцен действия и обаяние главных героев. Но кому какое дело до мнения журналистов, если фильм собирает 141 млн долларов при бюджете в 19?
Сам Бэй признавал, что первый блин получился у него несколько комом. Во многом именно поэтому он в 2003 году согласился поставить сиквел, чтобы сполна воплотить свои идеи о том, как должны были выглядеть на экране подвиги героев Смита и Лоуренса изначально. Как бы там ни было, но «Плохие парни» стали мощным стартом и для образцовой полицейской истории и для её создателей. Дальше у Бэя были «Скала», «Армагеддон» и «Пёрл-Харбор».
Качественный экшен и редкая химия между артистами зачислили «Плохих парней» в когорту главных боевиков 1990-х. В 2020-м вышел триквел, причём достойный, убедительно доказывающий, что Майк Лоури и Маркус Бернетт ничуть не стары для этого де... дела.
