Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Наш акционер не любит заниматься бизнесом ради бизнеса, он все время призывает нас к тому, чтобы EBITDA была высокая»
Ритейлер, принадлежащий «Севергрупп» Алексея Мордашова, в последние годы исправно генерирует яркие новости и поглощает разнообразные сети. Гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин дал большое интервью Forbes, в котором объяснил происходящее – по традиции, выбрали для вас ключевые тезисы из долгой беседы.
О выручке в 1 трлн
В начале декабря прошлого года мы уже сделали 1 трлн. То есть по итогам года, думаю, вышли на выручку более 1,1 трлн рублей, как раз сейчас годовую отчетность закрываем.
О сделках поглощения
В «Севергрупп» есть отдел, который отслеживает все интересные объекты на рынке… У нас есть список всех розничных сетей любого размера, вплоть до совсем маленьких региональных из 10-20 магазинов. И мы со всеми этими компаниями довольно часто контактируем, в зависимости от того, насколько они готовы продаваться и насколько цена более или менее совпадает с нашим представлением о справедливости.
Мне кажется, все компании, которые мы купили, были довольно разумными приобретениями и точно экономически оправданными.
Об идее покупки гипермаркетов «Магнит»
У нас была такая идея… Мы считаем, что мы по-прежнему гипермаркеты, и у нас доля всего 35%, до 90% можно смело расти. Для нас это жизнеобразующий формат, и у нас неплохо получается. При этом X5 закрыла «Карусель» — они не смогли или не захотели найти решение, это не приоритет для них. И мы решили, что для «Магнита» это тоже не приоритет — менее 10% их бизнеса. И подумали: «Если вдруг им это не надо, давайте мы возьмем». Но «Магнит» сказал, что не хочет продавать.
О дискаунтерах
Мы хотим, чтобы у нас появился дискаунтер…
Наш акционер не любит заниматься бизнесом ради бизнеса, он все время призывает нас к тому, чтобы EBITDA была высокая. И у нас не было решения, как сделать высокомаржинальный дискаунтер. В ходе экспериментов в последние пять лет мы практически нашли ответ на этот вопрос и хотим выйти на этот рынок.
Те модели, которые мы наблюдаем, базируются в том числе на применении решений из пограничных областей — я бы так сказал. Мы точно не хотим туда заходить… И, скорее, сами будем строить свою модель.
Об «Утконосе»
Это эксперимент, наш ответ на поиск экономичного формата… Мы подумали: если у нас есть такой замечательный и хорошо известный бренд «Утконос», почему бы его не использовать? Первый магазин открылся в конце 2025 года. Всего запустили порядка пяти точек в Москве и Подмосковье… А дальше мы задаем себе вопрос: по какому пути пойти? Можно быстро масштабировать модель, но все равно она не станет значимой в ближайшие два-три года с точки зрения товарооборота.
О гипермаркетах
Представьте себе, в прошлом году «Лента» открыла пять гипермаркетов, всего их сейчас 269 на всю страну. При этом у «Магнита» около 30 000 магазинов вокруг наших 269 бедных гипермаркетов, у «Пятерочки» — более 25 000. А мы все это начинали когда? 30 лет назад. Население у нас не растет, есть оно больше не хочет… Поэтому для того, чтобы к нам ходили, нужно каждый день придумывать что-нибудь хорошее для клиентов, чтобы они о нас не забыли.
О супермаркетах
Когда в 2021-м мы объявили свою стратегию — сказали: мы не только гипермаркеты, мы хотим пойти к покупателям, раз уж они так сложно к нам идут, поэтому будем открывать магазины меньшего размера. Мы начали это делать на базе Billa, которую приобрели. И поначалу с маленькими магазинами было фиаско, конечно. Магазины генерировали убытки, у них была низкая плотность продаж.
Супермаркетами управляла та же команда, что и гипермаркетами. Мы думали, что раз мы делаем крутые гипермаркеты, сделаем и крутые супермаркеты. На самом деле не получилось. У каждого магазина есть специфика, особенности. Мы довольно быстро это осознали, хотя успели наломать много дров.
Мы создали отдельную выделенную команду, которая занялась супермаркетами, пригласили нового генерального директора — и все закрутилось. На сегодня это вполне успешный бизнес — более 300 магазинов «Супер Лента». В этом году должны открыться порядка 50 новых. Мы довольны — у них хороший возврат на инвестиции.
О «Монетке»
«Монетка» была и остается очень эффективной.
Мы долго были в переговорах, и не только мы, процесс был довольно конкурентный. Оглядываясь назад, считаю, что мы заплатили очень разумные деньги.
Когда мы сеть покупали, было 2120 магазинов, а к концу февраля 2026-го будет 4000… В прошлом году открылась 1000 точек, и я думаю, что она дальше будет открывать не менее 1000 в год. И мы очень правильно сделали, что бились до конца за «Монетку».
О «Семье»
Пермскую сеть «Семья» мы сразу переделали. Четыре крупных магазина отдали под гипермаркеты, а все мелкие — под «Монетку». Задачи развивать бренд «Семья» у нас никогда не было, потому что они были вроде местной «Азбуки вкуса», немного премиальные. А мы не умеем такие магазины делать. Мы сделали из них «Ленты».
О «Реми»
Мы в этот регион прямо завтра не собирались, но владелец сети «Реми» решил продать бизнес. Это уникальная возможность, потому что он игрок №2 на Дальнем Востоке и игрок №1 во Владивостоке. И к тому моменту, когда мы решим выйти в регион, там будет очень сложная конкурентная ситуация, и это будет очень дорого. И в принципе компания неплохая. Мы пока будем ее развивать как «Реми».
О зоомаркетах и табачных магазинах
Когда был кризис, продажи падали несколько лет подряд, трафик отрицательный, все говорили, что гипермаркеты умирают, а мы не хотели умирать. Нам нужно было развернуться и начать расти. И мы решили добавить предпринимательства в наши ряды. Мы увидели, что вокруг нас куча маленьких бизнесов в арендной зоне: кафешки, табачные магазины, зоомаркеты. И мы сказали нашим сотрудникам: «Если хотите какие-то интересные проекты — делайте». А до этого мы пробовали зоомаркет…
Сложились маленькие бизнесы внутри компании, в которых заняты штатные сотрудники. Они арендуют у гипермаркетов площадь по рыночным ценам и зарабатывают деньги.
Что нам это дало? Первое — выросли продажи. И второе: у нас просто драматическим образом сократились товарные запасы. Потому что раньше сигареты были на всех кассах — каждая продавала немного, но ассортимент надо было держать для клиентов. Сигареты дорогие, отсрочки низкие, это негативно влияло на бизнес. Плюс покупателям сигарет зачем стоять в очереди, если кто-то полную корзину всякой всячины пробивает?
О франчайзинговых проектах
Пока все наши эксперименты были не очень эффективны.
У нас раньше в России в чем была проблема? Франчайзингом занимались случайные люди. Например, успешный бизнесмен хотел пристроить скучающую жену, маму или сестру, покупал ей магазин, брал франчайзинг, и она должна была им заниматься. И из этого выходила полная ерунда, потому что маме или жене через какое-то время это надоедало. Она бросала магазин: на него без слез не взглянешь, он начинал генерить убытки.
За границей франчайзинг, как правило, частные предприниматели или семья, которая берет франшизу. Они сами управляют магазином, для них это часто единственный источник существования… Магазины «Около» от X5 как раз рассчитаны на таких людей — владельцев-предпринимателей, как мне кажется. Думаю, это правильная модель, но у нас пока нет этого в повестке.
Об «Улыбке радуги»
Мы считаем, что мы круче («Магнит Косметик» – прим. редакции). И нам удалось приблизиться в том смысле, что мы росли быстрее, чем они в последнее время.
Это сегмент, который бешеными темпами уходит в онлайн, а мы при этом показываем позитивную динамику, у нас трафик положительный в магазинах — всего их уже больше 2000. Мы в прошлом году 400 магазинов открыли и дальше планируем открывать.
По сравнению с маркетплейсами мы все стагнируем. Мы предлагаем уникальный ассортимент, и если тебе приспичило, ты не можешь ждать до завтра, то спускаешься в магазин и покупаешь.
Про OBI
Мы когда смотрели на этот бизнес, поняли, что это большой рынок — 8 трлн рублей с чем-то, и он не консолидирован. У OBI много точек роста. Понятно, там много что надо менять, пока для нас это новый инвестиционный проект. Там новый генеральный директор, которого мы взяли на работу, он выходец из X5. Мы должны сначала сделать модель, которая нас устроит, потом начнем масштабировать. Профиль OBI сохраним, но трансформируем во что-то другое. Мы очень верим в DIY, самое главное, Россия — страна самоделкиных, мне кажется, он у нас не скоро умрет.
О других возможных бизнесах
Мы смотрели магазины спортивной одежды, фэшен-ритейл и все остальное. Но пришли к выводу, что это далеко от нас.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Сообщение Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Наш акционер не любит заниматься бизнесом ради бизнеса, он все время призывает нас к тому, чтобы EBITDA была высокая» появились сначала на RETAILER.ru.
