"Настоящая комедия". Дело Эпштейна обнажило смехотворную правду об элите
Обнародованные документы по делу Эпштейна обнажили смехотворную правду о западной элите, пишет Il Foglio. В них сильные мира сего предстают ни много ни мало как герои итальянской комедии, погрязшие в гремучей смеси мистификаций, недоразумений, саморекламы и мошенничества.
Помимо уголовной составляющей дела Эпштейна и независимо от того, был ли он источником "хаоса", призванным дестабилизировать Европу и демократические институты, материалы этого дела представляют собой комедию человеческих отношений, действующие лица которой – нахлебники, хвастуны, различные карьеристы и выскочки, как будто сошедшие со страниц романа.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Помимо уголовной составляющей дела Эпштейна и независимо от того, был ли он источником хаоса, которому платили за дестабилизацию Европы и демократии в целом, как подозревают некоторые, материалы этого дела напоминают масштабный роман о нравах элиты, который мы заслужили, что-то вроде "Услышанных молитв" Капоте. Опубликованные на сайте Министерства юстиции США с удобным поиском и доступные для всех, как если бы итальянская прокуратура после референдума выложила в интернет данные прослушек в течение 20 лет, материалы по делу Эпштейна напоминают платформу Falsissimo эпохи Фабрицио Короны и Трампа, только с бесплатным доступом.
В этих документах много трепыханий, мании и глупостей. Это масштабная комедия о человеческих нравах на примере элит. Сам Эпштейн писал, как пенсионер, который впервые зашел в Интернет и, не умея печатать на компьютере, ставил наугад точки, запятые, пробелы и прочие знаки препинания, а также неправильно писал имена. Помимо своего всем известного недостойного поведения, Эпштейн был прирожденным и крайне "ответственным" "нетворкером". Из его документов видно, что он всегда был готов решать проблемы и устраивать встречи людям, которые избегают огласки. Самым навязчивым был как раз Илон Маск, который настаивал на том, чтобы его пригласили на эпштейновский остров греха. В ставшем уже знаменитым электронном письме с темой Epic Island Vacation Маск писал: "Я хотел приехать на легендарный отдых! Я отменил все дела!" В Италии люди точно так же стремятся попасть на новогоднюю вечеринку или на финал чемпионата по футболу. Однако Эпштейн и его секретарша проигнорировали бедного Маска: "Извини, Илон! Ты чуть-чуть не застал Джеффа. Знаешь, он думал пока все отменить. Если что-то изменится, мы тебе сообщим". Есть мнение, что это письмо поддельное, как и многие другие, но от этого оно не становится менее забавным. "Спасибо, мы тебе сообщим".
Как это часто бывает, сначала кто-то отказывается от обязательств, а потом сам берет их на себя. Эпштейн не давал прохода Рону Лаудеру, умоляя о встрече. Рон Лаудер – сын основательницы косметического бренда Эсте Лаудер, один из самых влиятельных людей и давний соратник Трампа, президент Всемирного еврейского конгресса, знаменитый коллекционер и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Лаудер вдохновил Трампа на операцию "Гренландия", а его зять Кевин Уорш недавно был назначен Трампом следующим главой ФРС США. Секретарша Эпштейна много раз пыталась связаться с секретарем Лаудера. "Доброе утро! Надеюсь, вы хорошо провели уик-энд", — написала 6 ноября 2017 года Лесли Грофф, основная фигурантка в этой истории, имя которой стоит в копиях почти всех писем. Она уже вошла в число легендарных секретарш, вроде Мисс Манипенни из фильмов о Джеймсе Бонде. "Мистер Эпштейн будет в Нью-Йорке со среды по пятницу. Я хотела бы узнать, есть ли у мистера Лаудера время для встречи... В обед? На ужин? На завтрак? В любое время". Они были согласны на все.
Ответ от занятого руководителя: "У мистера Лаудера много заседаний совета директоров. Может быть, в другие даты?" Вскоре Грофф повторила попытку: "Доброе утро! Может быть, у мистера Лаудера есть время в выходные или в понедельник, 13-го, для встречи с мистером Эпштейном?" Бесполезно, мистер Лаудер в командировке. Наконец, в августе упорная Лесли смогла назначить обед на 17-е. Расписание Эпштейна в тот день впечатляет: завтрак в 8:30 с Леоном Блэком (миллиардер, основатель одного из крупнейших инвестиционных фондов Apollo Management и давний партнер Эпштейна, впоследствии впавший в немилость из-за этого). Затем обед с Лаудером (рано, в 12:30) и ужин с Вуди и Сун-И (тоже довольно рано, в 19:30).
Дети были лишь "закуской": файлы Эпштейна обнажают нечто более чудовищное
В мире Эпштейна встречи проходили в ресторане Grenouille, сохранившемся со времен Капоте. В этом мире каждый преследует сам, а потом преследуют его. Там каждый устраивает вечеринки, развлечения и хвастается своим влиянием. Из письма Маску в сентябре 2013 года: "Генеральная Ассамблея ООН. Интересные люди приходят ко мне домой в Нью-Йорке". Маск, как обычно, "вежлив": "Знаешь, я возглавляю две крупные компании. Кроме того, у меня будет запуск, пожалуй, самой передовой ракеты в истории. Думаешь, я буду тратить время на дипломатов из ООН?". Эпштейн попытался исправить ситуацию: "Думаешь, я дурачок? Просто пошутил. Все младше 25 лет. Все симпатичные".
Эпштейн был завален приглашениями на различные мероприятия. Его хотели видеть на выставках в галереях, где собирались люди искусства и просто богачи. Три миллиона документов содержат фрагменты статей, фотографии, видео, каталоги аукционов. Это гигантский "скрэпбук" начала XXI века. Есть даже квитанции о покупках. Например, на Amazon за 83 доллара была приобретена большая книга о садах Виллар-Перозы.
Интересно, эта книга была нужна, чтобы произвести впечатление на кого-то из влиятельной семьи Аньелли? Документы Эпштейна напоминают "Дневники Энди Уорхола", где то и дело появляются итальянские имена с совершенно неправильным написанием. Джон Элканн ("Мне сказали, он очень умный", "Он брат Лапо", "Я должен встретиться с тем, кто с ним сотрудничает в Азии"). Джиневра Элканн упоминается в связи со своими произведениями искусства в Пинакотеке Аньелли. У Эдуардо Теодорани, сына Марии Соле Аньелли, были разные и довольно близкие связи с Эпштейном: "Джеффри спрашивает, не хочешь ли ты пойти поесть рыбу в том месте на берегу моря недалеко от Рима". Интересно, что за место – Romolo в порту или Saporetti в Сабаудии? Эпштейн даже не знал, "как правильно писать – Теодорани или Тедодорани?" "Теодорани здесь, на ранчо, со мной", — писал Эпштейн бывшему послу Великобритании в США лорду Мандельсону, известному своим прозвищем "Князь тьмы", у которого тоже были проблемы из-за Эпштейна. SMS-сообщение от Теодорани Эпштейну: "Маэстро, не могли бы вы одолжить мне самолет, если он случайно стоит в Нью-Йорке, чтобы полететь на остров Сент-Люсия? Я могу оплатить топливо". Ответ Эпштейна: "Если бы ты сказал мне об этом утром! Самолет только что прилетел в Палм-Бич!" А что ты хотел, Теодорани? Еще одно SMS: "Маэстро, мы ждем девочку с красивыми лодыжками" (затем идут контакты римских знаменитостей), чтобы "хорошо провести время в Риме". Этот Теодорани всегда называл Эпштейна "мастером", "маэстро" или даже хозяином. "Маэстро, взгляни на Posta Vecchia" (роскошный отель на побережье недалеко от Рима, "принадлежавший Гетти", который телефон исправил на Джерри). Отель, принадлежавший "Джерри", Эпштейна не впечатлил, и он не ответил.
В документах Эпштейна фигурирует много итальянских имен. А еще там полно орфографических ошибок, которые часто допускают представители элит. В этих материалах есть все, что угодно, и даже больше. Там появляются люди, которые не имели к этому никакого отношения, но почему-то случайно попали в этот водоворот. Возможно, те, кого нет в этих документах, скоро начнут обижаться. Неизвестно, что там правда, а что – ложь. Документы Эпштейна — это гремучая смесь мистификаций, недоразумений, известных имен, саморекламы, фейков, всяких нахлебников и мошенников. Все, как и в реальной жизни. Эпштейн – это Фантоцци среди героев сериала "Наследники" (Уго Фантоцци — невезучий бухгалтер, вечно попадающий в различные приключения и неприятности. Персонаж был придуман итальянским комиком Паоло Вилладжо, который лично исполнил роль клерка во всех проектах, выходивших на протяжении 25 лет.— Прим. ИноСМИ).
Были и драматические инциденты. Например, история о том, как Билл Гейтс (хотя он уверяет, что это выдумки) заразил свою жену венерическим заболеванием, подхваченным от другой женщины, а затем без ее ведома давал ей антибиотики, содержится в электронном письме, которое Эпштейн отправил себе самому, сохранив его, очевидно, с целью шантажа. Напоминает эпизод из "Услышанных молитв" Капоте, где Билл Пейли занимался скандальным сексом с одной дамой. Есть и другие примечательные детали. Например, электронные письма от Пегги Сигал, известной пиарщицы в Нью-Йорке и Голливуде, которая играла решающую роль в получении премии "Оскар". Эта дама получала деньги от Эпштейна и присылала ему сенсационные светские репортажи. Вот письмо на Новый 2014 год: "Знаешь, я всегда беспокоилась, приезжая в Сен-Барт. Но психолог Саманта Боардман помогла мне. Вот что я сделала за две недели: пообедала на яхте "Луна" у Даши и Романа Абрамовича, на Rising sun Дэвида Геффена и на Starfire Леона Блэка (далее следуют данные о размере яхт). Еще там были Вито и Лола Шнабель" (родственники художника Джулиана Шнабеля).
"Бал вампиров". Досье по делу Эпштейна: новые факты. Раскрыт истинный облик западных элит
Второе письмо интереснее. Июль 2009 года. Выходные в Портофино. "Жаки Сафра из династии банкиров прислал свой самолет (Gulfstream) G4 для своей девушки. Большой самолет. Две кровати. Два человека. Неплохо. Приземлившись в Генуе, мы продолжили путь в Портофино. Лучший друг Жаки — итальяно-французский интеллектуал Ален Элканн. У его девушки есть дом рядом с отелем Splendido. Ее зовут Франка Соццани. Она небольшого роста. Этакий хиппи-шик, с кудрявыми волосами до пояса, главный редактор итальянского Vogue. Я чувствовала себя немного неловко, обсуждая моду и литературу, в которых я не особо разбираюсь, но я справилась. Ален – министр культуры Италии (!) и даже пригласил нас на свою лекцию для работников издательств в монастыре... на итальянском языке... Мы аплодировали. Во вторник я вернулась обычным рейсом, но попросила дать мне инвалидное кресло. На самом деле, у меня нет проблем с ногами, но так можно быстрее пройти контроль". Если Эпштейн был шпионом, а в поступающих к нему отчетах Алена Элканна называли министром культуры, то Италия в беде. Может быть, таких шпионов, как раньше, больше не бывает, но документы Эпштейна говорят о многом. Также Пегги Сигал любила "забывать" копии DVD с фильмами, номинированными на Оскар, на яхтах и в домах влиятельных людей, в надежде, что их заметят и, возможно, посмотрят. Фильм "Король говорит!" она оставила в Букингемском дворце, чтобы королева (которая ни о чем не подозревала) посмотрела этот фильм, после чего Сигал и ее помощники организовали кампанию в прессе и утверждали, что королева высоко оценила кино. В итоге фильм получил четыре Оскара.
Как и в книгах Капоте, в документах Эпштейна фигурируют члены королевской семьи второго и третьего ранга. У Капоты были принцесса Маргарет, Эдуард VIII и Уоллис Симпсон, а у Эпштейна, помимо принца Эндрю, упомянута жена наследника норвежского престола, принцесса Метте-Марит, первая мать-одиночка, которая оказалась на троне. Сейчас она находится в сложной ситуации. Ее сын уже предстал перед судом за изнасилование, а теперь выяснилось, что у Метте-Марит были отношения с Эпштейном.
Среди документов есть платежи агентству Пегги Сигал, банковские переводы и квитанции. В романах мы можем представить себя на месте героев-миллиардеров. Документы Эпштейна — это масштабный роман нашей эпохи, в котором элита выглядит еще более убогой и потасканной, чем бедняки.
