Трамп в 2026 году сделал с Европой то, на что не решился Путин в 2022
В ЕС и примкнувшей к нему в вопросах геополитики Великобритании уже назвали поведение Дональда Трампа шантажом привыкшего повелевать. Но разве это не так? Не слишком ли многое ранее позволялось гегемону, чтобы он увидел сейчас в вассале самостоятельного игрока, достойного уважения.
Некоторые наивные комментаторы и политики вдруг увидели в непокорстве Европы некое ее возрождение, ренессанс, но это далеко не так. Просто отныне Вашингтон посягнул на европейское, а не «чужое», на что всегда закрывали глаза в европейских столицах.
В преддверии дебатов о том, следует ли Европе реагировать на действия США в отношении Гренландии, и если да, то как, давайте взглянем на энергетическую ситуацию. ЕС обменял российскую зависимость на еще большую американскую: сегодня на США приходится около 16% импорта нефти и около 45% импорта СПГ
Вырваться из этой ловушки будет не столько сложно, сколько невозможно. Именно поэтому Трамп нанес удар в разгар зимы. По большому счету, Трамп сделал то, что не сделал президент России Владимир Путин в 2022 году, хотя мог бы отключить от большой газовой «трубы» всю неготовую к этому Европу. Но поставки сырья продолжались до введения санкций в отношении РФ и подрыва трубопровода.
Вашингтон же прямо и откровенно, даже более демонстративно, чем Москва, использует рычаг энергоносителей как кнут для преодоления сопротивления подчиненных. Трудно поверить, что цены на энергию в Европе выросли сразу на 30% в одно мгновение, хотя до последних событий в течение года это был самый скучный в своей стабильности рынок. Это также наглядно заметно по тому, что тема Гренландии, поднятая сразу после возвращения Трампа в Белый дом, была «заморожена» до наступления зимы на континенте. Весной и летом поползновения Белого дома в отношении острова не выглядели таким острыми и дерзкими. Именно поэтому активизация кейса произошла в самое неудобное для ЕС время.
Так что Трамп ближе к захвату Гренландии чем когда бы то ни было. Эмансипироваться от США ослабленная Европа не в состоянии. Трансатлантическое партнерство стало кабалой и неизбежным невыгодным рабством. Шахматная партия по ребалансировке отношений внутри атлантического союза завершена – Европе поставлен показательный «мат».
