Комика Останина приговорили к 5 годам 9 месяцам лишения свободы
В Москве поставлена точка в громком уголовном деле стендапера, который пошутил про "скейтера без ног" в метро. После разразившегося скандала и доносов комик пытался бежать через Белоруссию, где его избили и вернули в Россию. Теперь мужчине предстоит провести 5 лет и 9 месяцев в колонии. Как юморист со смехом выслушал свой приговор и что пожелал на прощание судье - в репортаже "Газеты.Ru".
"Пошутил про ветерана какой-то войны"
"Человека хотят на шесть лет посадить за шутки", — так вкратце дело комика Артемия Останина пересказывает одна из журналисток в коридоре Мещанского районного суда Москвы. Дело резонансное, коридор заполнен репортерами с камерами и микрофонами. Сегодня Останину должны объявить приговор за две шутки: про инвалида-ветерана и про Иисуса Христа. Изначально внимание властей привлекла именно первая.
"Этот стендапер пошутил про инвалида-ветерана СВО", — уточняет любопытным слушателям у зала заседаний корреспондентка.
"Да какой он ветеран!" — возмущается другая.
"Так Останин сказал, что он подорвался на мине и стал инвалидом. Может, конечно, это ветеран Афгана или Чечни. Пошутил про ветерана какой-то войны", — миролюбиво замечает первая.
"Да какая мина, это комик просто пошутил, это его профессиональная деятельность", — гнет свою линию вторая.
"Про ветерана" Останин пошутил в начале 2025 года. В юмористическом шоу он рассказал, как в метро на него наехал "скейтер без ног". Останин сделал инвалиду замечание и попросил "не гонять". Проходившая мимо пожилая женщина, услышав это, назвала Останина "хамлом".
"А [какого черта] я хамло в этой ситуации? — возмутился стендапер во время своего выступления. — "Просто чувак на мине подорвался, решил угла в метро дать, а я хамло".
Видеозапись с шуткой заметили активисты и написали на Останина жалобу, после чего он пытался сбежать через Белоруссию. В марте 2025-го его задержали местные силовики и передали России. Позже в своем последнем слове в московском суде комик заявил, что перед этим в Белоруссии его били и пытали.
"Меня выкрали из Минска, по дороге до Смоленска в лесу избили, напитали током, пытались зарезать. Следователь запретил мне воспользоваться медицинской помощью", — описал стендапер.
Фото избитого Останина после его передачи России публиковала в своем канале известная правозащитница Ева Меркачева.
"При этом он подчеркнул, что российские власти его не трогали, физическую силу не применяли, в этой части он претензий не имеет", — указала тогда Меркачева.
В МВД Белоруссии опровергли информацию об избиении юмориста и заявили, что "какой-либо физической силы и иных недозволенных методов к нему не применялось".
После доносов и общественного резонанса Останин заявил, что шутка не касается участников СВО, а после задержания публично, на камеру следователей принес свои "искренние, человеческие извинения за шутку". Однако это уже ничего не изменило. В России его отправили в СИЗО, где с 19 марта 2025-го артист остается до сих пор.
Мужчину обвинили в разжигании ненависти и унижении человеческого достоинства (ч. 2 п. "в" ст. 282) за "враждебные комментарии в отношении людей, получивших увечья и утративших трудоспособность".
Кроме того, после задержания следствие нашло еще одну крамольную шутку в репертуаре Останина — про его воображаемый диалог с Иисусом.
"Я обратился к Иисусу, и тот мне ответил, прикиньте, мы сели, чего-то выпили… Он сказал: "Я вот информацию людям принес. А они что со мной сделали? Распяли меня. А что было до? Распитие чаши. Сушит после тусовки", — сказал стендапер во время одного из своих выступлений весной того же 2025-го, видео с концерта также выложили в интернет. За это Останина обвинили в оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК). Вдобавок, летом 2025-го комика внесли в перечень террористов и экстремистов.
"Думать головой все-таки надо, где ты живешь и что ты говоришь. И я тоже, например, верующий человек, а про инвалидов его слова вообще кошмар. Хотя я, конечно, не считаю, что за это надо сажать", — резюмирует мнение части собравшихся в суде одна из журналисток. "Может, штраф и принудительные работы могли бы за такое назначать. С другой стороны, таким никого не испугаешь", — задумчиво добавляет она.
Прокуратура попросила отправить комика в колонию общего режима на пять лет и 11 месяцев. Останин в суде назвал это "почти самым людоедским сроком, который был возможен". Свою вину он не признал.
"Я не преступник, я стендап-комик", — такими словами он закончил свое последнее слово.
"Земля вашей судебной практике"
Несмотря на грозящий срок, в суде перед приговором Останин много улыбается и дурачится в "клетке" для обвиняемых, словно на сцене. Выглядит он также неформально — черное с розовым худи с большой надписью "Бесы", отросшая борода. В ожидании прихода судьи безостановочно качается с ноги на ногу и переговаривается со своей группой поддержки.
Среди пришедших его поддержать — невеста, которой комик сделал предложение прямо на одном из судебных заседаний. Между собой в коридоре перед приговором они обсуждали, что надеются "хотя бы на три года" наказания.
Останин с улыбкой показывает невесте и друзьям рокерскую "козу" из пальцев, высовывает язык, называет кого-то "обосранными".
"Я борюсь", — в какой-то момент громко говорит стендапер своей части зала.
Затем он переключается на работающих в зале репортеров.
"У коллег те же фото встретишь потом, че ты ходишь", — пренебрежительно обращается комик к одной из девушек-операторов, которая пытается найти ракурс для съемки. "Дайте девочке сзади тумбочку, ей тяжело телефон держать, или подсадите ее на спину, че вы, коллеги", — переключается он на других. Когда кто-то из толпы тихо спрашивает у его адвоката, где тот будет стоять во время оглашения приговора, комик резко осаждает интересующегося: "Давайте вы свою работу будете делать, а не указывать адвокату, что ему делать".
Ответить юмористу репортеры не могут — иначе их сразу выгонят из зала, о чем несколько раз предупреждает пресс-служба суда. Один из приставов настойчиво просит всех "не производить в зале никаких выкриков и лозунгов". Самого стендапера никто не осаждает.
После долгого ожидания судья Олеся Менделеева наконец выходит в зал.
"Окончательно назначить Останину наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 9 месяцев с отбыванием в колонии общего режима", — раздельно читает она.
Также комику назначают штраф в размере 300 тыс. руб.
Сам Останин перебивает оглашение приговора смехом и удивленными возгласами. Особенно громко он смеется на части про свой срок, заглушая голос судьи.
"Останин, понятен вам приговор?" - уточняет Менделеева.
"Земля вам, вашей судебной практике!" - отвечает он.
"Понятен приговор вам?" - раздраженно и громче переспрашивает судья.
"Нет, не понятен", - яростно возражает Останин.
Судья начинает раздельно повторять размер срока, на что комик снова перебивает ее со словами: "Для невиновного человека, большое спасибо".
"Значит, вам понятно", - делает вывод судья, после чего приставы выгоняют всех из зала.
"Мы завтра придем!" - успевают пообещать друзья остающемся в "клетке" юмористу.
