Добавить новость
Главные новости Пушкина
Пушкин
Март
2025

Виталий Коваленко: 60 тысяч — это и есть «моя косточка»

0

Актер Виталий Коваленко сыграл множество знаковых ролей — от Хлестакова до Наполеона и Горбачева. В интервью «Снобу» он рассказывает о новом спектакле «Торговцы резиной» в МТЮЗе, особенностях драматургии Ханоха Левина и своих поисках в театре. А еще о том, почему деньги становятся не просто наследством, а «косточкой», которую невозможно отпустить, как играть любовь на сцене, чтобы зритель в нее поверил, и как меняется восприятие театра с годами.

Виталий Коваленко в спектакле «Торговцы резиной»

Виталий, вы не первый раз работаете с Петром Шерешевским, в прошлом сезоне на сцене Театра Наций состоялась премьера «Бориса Годунова», где вы играете Афанасия Пушкина. На мой взгляд, формат новой постановки сильно отличается от предыдущих работ Шерешевского, и пьеса тоже несколько не вписывается в привычный для этого режиссера сценический материал. 

Я, наоборот, считаю, что «Торговцы резиной» как раз его материал. К тому же, Петр уже обращался к творчеству Ханоха Левина — пару лет назад поставил пьесу «Крум» в Камерном театре Малыщицкого. Левин, на мой взгляд, — такой израильский Чехов. Если отвлечься от спектакля и просто прочитать текст пьесы, то я вам скажу, что там прекрасный слог, важнейшие темы, в которые заложены чуть ли не вселенские смыслы.

Вы уже были знакомы с творчеством Ханоха Левина?

Когда я работал в Александринском театре, в 2017 году французский режиссер Жан Беллорини поставил у нас пьесу «Крум». Крума я, собственно, и играл. Это был такой франко-русский проект. Мы показывали спектакль и во Франции, гастроли длились месяц. В репертуаре Александринки он был достаточно долго.

А вот с пьесой «Торговцы резиной» не был знаком. Но я о ней слышал. Когда-то в Театре «На Литейном» она шла под названием «Потерянные в звездах». Я, к сожалению, не видел той постановки, но это был легендарный спектакль, обладатель двух «Золотых масок», с прекрасными питерскими артистами. Поставил его Григорий Дитятковский. 

В пьесе персонаж Спроль (Игорь Верник) пытается на протяжении десятилетий продать наследство отца — десять тысяч пачек презервативов. Сами презервативы, конечно, своего рода метафора. Никому не нужные мелочи, которые мы зачем-то храним всю жизнь. А как вы это понимаете? Что они означают?

В более точном переводе пьеса называется, кажется, «Продавцы резин». Что означают эти «резины»? Багаж, наследство, оставленное нашими предками. Собственно, к самому человеку это не имеет никакого отношения, ничего о нем не говорит, никак его не формирует. А дает ему некую «нагрузку», определяет его жизненные обстоятельства, даже восприятие жизни. Ему передается некий генетический код — наследство от родственников. И это наследство он никак не может использовать и продать. Как в прямом, так и в переносном смыслах. Это изначально утопия и очень трагическое обстоятельство его жизни. Рюкзак, груз, который он вынужден нести за спиной. 

А какой «рюкзак» у вашего персонажа Иоханана Цингербая?

60 тысяч в банке, с которыми Иоханан не в силах расстаться. Их нельзя потратить, на них нельзя ничего купить — квартиру, скажем — и их никому нельзя отдать. Эти деньги — память о маме, поэтому для моего героя они священны. Использовать их стало бы для Иоханана предательством светлой памяти о матери. Чего нельзя сказать о Спроле, который, наоборот, жаждет избавиться от своего наследства.

И все-таки ваш персонаж, в отличие от двух других, показался мне наиболее трогательным и несчастным. Он действительно борется с собой, пытается ради любви к аптекарше Беле пойти на самый отчаянный для него шаг — отдать ей эти 60 тысяч.

К сожалению, он не способен на счастье и не верит в него. Не способен мыслить и существовать отдельно от этих денег. К тому же, он боится, что никому не нужен. А если и нужен, то только «он + 60 тысяч».

И даже во втором акте, когда герои состарились на 30 лет? Меня поразила сцена, когда Иоханан фактически вручает Беле эти деньги, а потом так унизительно вымаливает их обратно…

Отдав их, он совершил ошибку. Иоханан в какой-то момент говорит: «Что вы сердитесь, что во мне нет милосердия? Сердитесь, что я не умею давать, пусть дают те, у кого есть. У меня ничего нет, мне нечего давать. А если даже и есть, то почему я должен давать?» И еще есть у него очень важные слова про отношение к счастью, отношение к чувствам, любви, слова о самом сокровенном, что может сделать нас счастливыми, а значит долговечными. Он говорит, что люди сходятся и расстаются. И когда пути их расходятся, и человек возвращается в свой угол, где он сидит в одиночестве, что он делает в этом углу? Сосет свою косточку! 60 тысяч — это и есть «моя косточка». 

По-моему, если я не ошибаюсь, во втором акте их уже больше — 120 тысяч или 150?

Не суть важно, 150 тысяч. Трагедия его в том, что это по сути тот же номинал. Инфляция. Случилась «инфляция человеческой души». На эти деньги больше презервативов не купишь. Потому что и презервативы тоже выросли в цене. Все состарились и все подорожало.

И все-таки мне кажется, что Иохахан испытывает подлинное чувство к Беле, к аптекарше. 

Конечно. Это абсолютно романтический типаж. 

Я бы даже сказала, что он показывает нам разные оттенки этой любви. В них есть и желание, и страх, и неуверенность, и страсть — по крайней мере, в первом акте. Вы однажды сказали, что самое сложное для вас, как артиста, сыграть любовь. Сейчас тоже было так?

Да, играть любовь для меня — одна из самых сложных задач на сцене. Потому что ненависть, страх, какие-то другие яркие проявления человеческой природы легче поддаются воплощению. А играть любовь умеют далеко не все. Можно легко сказать: «Я люблю тебя», — но никто из зрителей не поверит. Озвучить это чувство — не значить сыграть его. А можно вообще ничего не говорить, просто молчать. Я видел примеры, когда человек молчаливо сидит рядом с другим, и ты нутром чувствуешь, что между ними происходит, какая боль внутри. Задействуются какие-то «фибры», особые средства актерского существования. 

Виталий Коваленко и Полина Кутепова в спектакле «Торговцы резиной»

Шерешевский обозначил жанр спектакля как кабаре. Хотя я не нашла нигде информации о существования такого жанра, но мы понимаем, что под этим подразумевается: увеселительное действие с использованием вставных музыкальных номеров. Доводилось ли вам раньше участвовать в таких спектаклях?

Позвольте с вами не согласиться. Я считаю, что жанр кабаре существует. Но я до этого в таких спектаклях не участвовал, хотя был опыт мюзикла — с уклоном в драму. Это было еще в Новосибирске, когда я работал в театре «Красный факел». В нашем же спектакле «Торговцы резиной» тоже очевидный уклон драму есть, как и элементы комедии дель арте. Первоначально мы вообще хотели выбелить лица, подвести глаза, стать масками. Собственно наши персонажи — это же классические Коломбина, Пьеро и Арлекин. И хотя в итоге остались только слегка припорошенные мелом костюмы, мне кажется, уклон этот сохранился. Такой нахлест. А мы стали — Красавчик, Лысый и Полина Кутепова. Что же касается жанра кабаре, то прямое обращение к зрителю, слом четвертой стены — это тоже есть в нашем в нашем спектакле. 

А кто писал тексты для ваших музыкальных номеров?

Они все из пьесы. Мы просто на репетиции выбирали отдельные монологи и под них писалась музыка. 

Как вам работалось с Оркестром приватного танца и композитором Ванечкой? Оркестр же не только сопровождает музыкальные номера, но фактически и озвучивает каждое движение артистов.

С Ванечкой, кстати, я уже работал. В Питере мы делали «Чайку». И потом он же писал музыку для «Бориса Годунова». Оркестр приватного танца — большие профессионалы. Мы называем Ванечку «последний великий русский композитор». Он, кажется, тоже себя так называет. А его подруга Лера Коган — великолепная пианистка. Третий участник нашего спектакля — ее сын Макар Кобельский, на барабанах, ему вообще 16 лет. 

Все-таки спрошу про партнеров, Игоря Верника и Полину Кутепову. Вы с ними, наверное, уже сталкивались в театре или кино? 

А вот и нет. Это наш первый совместный опыт. Они, конечно, профессионалы высшего класса, прекрасные большие артисты. Я получал большое удовольствие от взаимодействия с ними на сцене, и, надеюсь, что буду получать и дальше. 

У вас богатая творческая биография. Вы служили в «Красном факеле», в Александринском театре, сейчас играете спектакли в Театре Наций и в театрах в Санкт-Петербурге. 

В студенческие годы выходил на сцену Свердловского театра драмы и екатеринбургского ТЮЗа, потом почти девять лет работал в «Красном факеле», 18 лет — в Александринском театре, с 2002 по 2019 год. 

Вы, кажется, переиграли уже весь мировой репертуар. Почти все исторические личности: от русских князей до Горбачева — в вашем послужном списке. Есть даже персонажи, которых вы исполняли по нескольку раз, скажем, три раза играли Наполеона в кино и три раза Хлестакова на сцене. Кого бы вам еще хотелось сыграть? 

Я не знаю, может быть, уже ушло время, но я бы хотел сыграть Обломова. Еще хотел бы дядю Ваню. Привлекают Шиллер и Шекспир. Высокая трагедия. Сложная, психологически затратная, острая.

Мне вообще всегда очень важна и нужна тема. Тема моего персонажа. Без этого я не могу. С одной, стороны, я люблю короткие дистанции — эпизод. Люблю, но с годами он мне все менее и менее интересен. В эпизоде, даже если ты находишь тему, она слишком «коротка». Она может быть яркая, но на такой дистанции не разгуляешься. Она становится лишь эпиграфом к большой теме.

Вы очень много снимаетесь. Сейчас идет сериал «Аутсорс», где вы играете начальника тюрьмы, и опять возникает модная нынче тема 90-х. С чем вы связываете эту популярность? 

В основном эти сериалы про 90-ые выпускает продюсерская компания «Среда», они эту нишу заполнили. Само поколение 90-х — огромная целевая аудитория, с коммерческой точки зрения именно она формирует такие высокие рейтинги. Тем, кто постарше, этот продукт мало интересен. И еще мне кажется странным и даже опасным, что в этих сериалах романтизируется то время. У сериала «Слова пацана» огромная армия поклонников — его с упоением смотрят дети, подростки, аудитория, которую никак не отключить. Это грустная сторона возникшей популярности. Но, с другой стороны, это нисколько не умаляет заслуг создателей, получается очень качественный продукт, с сильной творческой составляющей. 

«Аутсорс» мне кажется очень необычным и интересным сериалом, с таким неожиданным сюжетом. Я прочитала, что в основе лежит рассказ Дениса Драгунского. А на деле оказалось, что это всего лишь одна фраза из его рассказа, которая дала толчок к написанию сценария.

Так часто бывает: важно зацепиться за мысль, которая потом развивается в полноценный сценарий. Сценарист «Аутсорса» — Анна Козлова. Она очень крутая, создает потрясающие сюжеты, придумывает классные темы и истории. Очень много пишет. И для кино, и для театра. И мне посчастливилось участвовать в написанной ею пьесе — «Последнее лето», спектакль Данила Чащина в Театре наций. Сейчас его перенесли с малой сцены на большую.

Виталий Коваленко и Полина Кутепова в спектакле «Торговцы резиной»

Вы сейчас не состоите ни в какой труппе, ушли из репертуарного театра, играете спектакли в Театре наций и в «Приюте комедианта» в Санкт-Петербурге.

Да, но в Питере я играю в одной единственной постановке в «Приюте комедианта» — это старый, такой семейный наш спектакль «Время и семья Конвей», режиссер Александр Баргман. Мы его когда-то давно играли, лет 15 назад, а потом решили восстановить.

Как вам живется без репертуарного театра?

Прекрасные. Даже не думал, что будет так хорошо. Но… В прошлом я был фанатом репертуарного театра. Всегда считал, что театр — это дом. Стены грели, плюс любимые коллеги. А потом, лет в 45, разочаровался немного. Это, наверное, мой рубеж какой-то.

Вы почувствовали свободу?

Да, потому что в репертуарном театре ты все же находишься в некотором подчинении. Плюс большая ответственность. Зависимость от коллег. Хотя и сейчас это в моей жизни остается, по сути просто по-другому оформлены бумаги. И это в каком-то смысле прекрасно. Но я стал немного эгоистически смотреть на жизнь, хочется самому за себя решать. Это внутренний такой вопрос. Он лежит в другой плоскости. В диалоге с самим собой. 

Список режиссеров, с которыми вы работали, впечатляет: Фокин, Могучий, Люпа, Коршуновас, Жолдак, Кулябин, Бутусов, Шерешевский, Козлов. Всех и не перечислить. Есть в современном театральном мире еще кто-то, кто вам интересен?

Я фанат Антона Федорова. Я многое у него видел: новосибирский «Котлован», «Ревизора» в театре «Около», «Мадам Бовари», «Где ты был так долго, чувак?». Нового «Дон Кихота» еще не видел. Надеюсь, посмотрю в ближайшее время. 

Беседовала Дарья Андреева





Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко
Ленинградская область

Александр Дрозденко: Сегодня наша задача — привить любовь к спорту каждому ленинградцу


Реклама
The most beautiful beach towns with cheap living

A huge number of people around the world dream of one day breaking out of the daily routine




Москва

Победит сильнейший. Какие растения смогут пережить заморозки 5–6 апреля


Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко

205,130 Pageviews
Mar. 05th - Apr. 05th
103news.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.

Moscow.media
Ленинградская область

Александр Дрозденко: Сегодня наша задача — привить любовь к спорту каждому ленинградцу



103news.comмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "103 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 103news.com — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

103news.com — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Музыкальные новости

Юлий Ким

Декларация о доходах Виталия Кима: стало на одну квартиру меньше, а жена продала биткоины



Реклама
Top 6 nutrition questions men should ask themselves after 40

To maintain health and remain full of energy, men will be helped by this


Спорт в Ленинградской области

Алексей Смирнов – актер, которого, надеюсь, еще не забыли

Серебряная медаль Мирослава Малолетова

В Ленинградской области сгорел дом олимпийского призера Бачурина

«Зенит-Казань» сыграет с «Динамо-ЛО» во втором матче полуфинала Суперлиги


Владимир Сидоренко

Игрока в пинг-понг Сидоренко дисквалифицировали за оскорбление женщины-судьи



Новости Крыма на Sevpoisk.ru


Россия

В Москве стартовал главный театральный фестиваль России

Реклама
Top 6 nutrition questions men should ask themselves after 40

To maintain health and remain full of energy, men will be helped by this



Частные объявления в Пушкине, в Ленинградской области и в России



Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Ревматолог: "5 апреля 2024 в г.Колумбус запущена квота"

Каждый человек с больными суставами имеет право получить...