Путешествие в Долину кувшинов
До площадок с кувшинами не близко – до ближайшей около часа езды. Сначала поасфальту, потом по красной грунтовке, через которую бегают скоростные куры. Упернатых, похоже, такое нехитрое развлечение. Пока машина далеко, они делаютвид, что копаются в земле на обочине, как только автомобиль пересекает некуюкритическую точку, эти поросята с крыльями стартуют прямо под колеса. «Ах, незадавите! – Да ладно, будет курятина на ужин!»
На окраинах деревень стоят ангары, не ангары, такие, производственныездания. Гид говорит: это построили русские. Они только ушли… Лет 15 назад. Илибольше. Теперь редко бывают. Они нам очень помогали, строили, разминировали.
Да, говорю, вот у меня друг в Лаосе был в 1979-м году. Он был сапером. Гид сводителем аж подпрыгивают (может, ухаб такой): Да?!! Пусть приезжает, он тутбудет очень уважаемым человеком…
«А еще у вас техника хорошая!» Не успела я саркастически хмыкнуть, как нашуТойоту на повороте «сделало» облако оранжевой пыли. Через пару секунд сталопонятно, что нас обогнал почти на бреющем полете… УАЗик цвета ржавчины. «Вот, -сказал водитель, - машина-зверь! По всем дорогам ездит и не ломается, а еслиломается, сразу можно починить. У нас их очень ценят. Только купить трудно».
За разговорами доехали до небольшой ограды перед холмами. Тут получилсянебольшой конфуз. У нас не оказалось денег. Во Вьентьяне – столице Лаоса –везде, и в супермаркетах, и на лотках с местными булками можно расплачиватьсядолларами. А вот в горах – ни-ни. За вход на площадку с кувшинами, к Будде вразрушенном городе берут 8 тысяч кип (примерно, доллар). Но только кипами.
Зеленые - ни в какую. Нас выручил гид. Потом мы среди ночи меняли баксы напачки лаосских кип (отлично звучит название местной валюты). Когда мне выдаликипу кип, мы вместе с хозяевами посмеялись над каламбуром. Про русские кипы яуже к тому времени рассказала…
Площадок с каменными горшками в Лаосе известно около шестидесяти. Носвободно побродить, без риска остаться без ног, можно лишь на трех. На самойбольшой сосредоточено около 250 кувшинов-банок. Среди них самый большойизвестный, весом 6 тонн. Он стоит на холме, в окружении пары десятков горшочковпоменьше, но тоже нехилого размера. В таких реально спрятаться от бомбы. Вовремена Секретной войны 1964-1973 г.г. кувшины служили индивидуальнымибомбоубежищами для жителей деревень и для партизан. Поэтому американцыбуквально отутюжили эту часть Лаоса. В моей голове до сих пор не укладывается:а смысл?!! Маленькая страна, населения с кошкин нос… Ну и что, что тропа Хо ШиМина? На Лаос скинули 2.5 миллиона тонн бомб. Это немножко меньше, чем за всюВторую мировую на всех. По несколько центнеров на одного. Причем не толькобомбили тропу. С базы ВВС США Кларк-Филд на Филиппинах на Вьетнам шли огромныебомбардировщики В-52. По своей конструкции они не могли садиться с полнымбоекомплектом. В дождливую погоду, когда они не видели целей в СеверномВьетнаме, эти самолеты перед посадкой в Таиланде избавлялись от бомб надЛаосом...
Поясню: «Тропа Хо Ши Мина» - это сеть дорог, тропинок, проходов, переходовмежду Северным и Южным Вьетнамом в период войны во Вьетнаме. По нейДемократическая Республика Вьетнам (северный) снабжала оружием, топливом ипродовольствием повстанцев Национального фронта освобождения Южного Вьетнама(тех самых пресловутых вьетконговцев). Значительная часть «тропы» проходила потерритории Лаоса и Камбоджи, по труднодоступным районам. Формально Лаос иКамбоджа были нейтральными. Но их это не спасло.
Plain of jars По-английски это звучит не так романтично и тоже не слишкомверно: что-то типа «равнины банок». На банки, кстати, эти сосуды похожи больше,чем на кувшины. Но долина, пожалуй, ближе к истине, чем равнина или плато…
Для посещения, повторю, открыто всего 3 площадки. На двух кувшинов немного.
Пара десятков расположена на холме. И несколько десятков в лесу. Начинатьзнакомство, конечно, лучше именно с этих. А не с гигантских. Поднимаешься, духпереводишь, а тут такие горшки стоят. Или стопки, но оччччень большие. Часть изних такие все из себя элегантные, стройненькие. Те, которые из этихстройненьких покосились, выглядят, как … пушки. Прямо так и хочется сказать:Пли, а глаза шарят по траве вокруг в поисках таких же каменных ядер… А что, этоверсия! Точно, никакие это не кувшины и не банки. Это пушки каменновековыхлаосцев или кто там на этой территории тогда жил… И вообще они вверх стреляли…
Еще они похожи на ступы Бабы-Яги…
У ученых по поводу кувшинов 2 основных версии: первая – это были сосуды дляводы. Дождевая вода прекрасно попадает в кувшины, а если закрыть крышку, то ине испаряется. Наверно, это было удобно. Но странно. Так-то еще могли рисхранить и другие продукты.
Вторая гипотеза: это такие … могилы. А долины – это кладбища. Мол, в сосудаххоронили людей. Археологи проводили раскопки во многих долинах с каменнымикувшинами и кости нашли. Но в основном не в кувшинах, а где-то рядом, и восновном не человеческие, а животных. Так что если и были в кувшинах гробницы,то их обитателей куда-то перезахоронили. Или тела сжигали, а в сосуда помещалипепел… «На самом деле это все ерунда, - засмеялся наш гид. – Ученые ничего непонимают. Просто жили в горах великаны, устраивали вечеринки. А в кувшинахдержали виски».
Есть там такие «специальные» кувшины, в которых удобно фотографироваться. Тывроде как внутрь забрался, долго пыхтел, на руках подтягивался, через крайпереваливался, все ноги промочил (в банках собирается дождевая вода, во многихочень успешно, по пояс может быть водички, может и выше – проверять как-то нетянуло. Она там такая веселенькая, зелененькая, с растеньицами). Так вот, всеэто неправда. У парочки сосудов просто нет части стенки. Причем удобно так.
Зайти можно, а кажется, что прекрасный целый кувшин. Можно нырнуть с головой. Исухо! И думать, откуда это славное «отверстице для» не очень маленьких жучков,не хочется. Хотя некоторые образовались мирным путем (слово «мирным» здесьключевое и употребляется в смысле прямее некуда!). За 3 (или 2) тысячи летприсутствия каменных кувшинов в этих горах в них попадала не только дождеваявода (бутылки из-под Кока-Колы местные стараются убирать, впрочем, туристыздесь, похоже, в основном сознательные, больше всего «мусора» тут «накидали»американцы, но об этом позже), а еще разные семечки, в том числе и деревьев,маленьких кустиков и совсем немаленьких с толстенными стволами и мощнымикорнями. Сейчас как раз в разгаре парочка поединков Дерево против Камня. Судяпо останкам, предыдущие заканчивались в пользу кувшинов, с потерями, конечно.
Но от их противников уже не осталось и воспоминания.
Кувшины, по крайней мере часть из них, были в давние времена закрытыкрышками. Специальные желобки есть у многих. Сейчас с крышками всего пара, ещепара крышек валяется отдельно. Одну мы вообще нашли в Камбодже . Они тяжелые,конечно, но крышку утащить проще, чем целый кувшин. Маленькие (относительно)горшки вывозили в колониальное время коллекционеры. И крышки, возможно, тоже...
Наш гид задумался и опять заговорил о войне, и о том, как «наши» импомогали. Он говорил об «этих суперских русских», а я ходила следом и думала:ты ведь, парень, гид англоязычный, и русские тебе по работе попались впервые –сам сказал. Как же ты обо всем этом рассказываешь своим обычным туристам,американцам? Спросить я так и не решилась. Парни сказали: do you want to seethe russian tank? Такого в моей программе не значилось. С моей не слишкомобширной разговорной практикой английского я решила, что не совсем правильнопоняла: tank? Это танк или очередной «кувшин», но очень большой, типа цистерны(tank – англ.)? «Но, мисс Ирина, до туда несколько километров, не по оченьхорошей дороге. – Это нормально. Пока не стемнело, о’кей, конечно, поехали.
Машина остановилась на окраине очередной деревушки, под указателем «RUSSIANTANK» туда, вниз. На склоне за кустами реально валялся не остов, а нормальныйкорпус, почти не ржавый, танка с граффити на совсем, казалось, не грозном боку.
Башня обнаружилась чуть ниже… Ей нашлось практическое применение: chickenhouse…Правда, обитатели его ушли добывать ужин. Не факт, кстати, что машинапринимала участие в боевых действиях. Мне рассказали, как обучали управлятьбронетехникой – без языка и переводчиков. Результат: танки так и остались там,где танкистов типа учили.
Таких тут немало, только до них не добраться так просто. А так – хорошеежелезо, ножи из него делают». Хорошие ножики, кстати. Я все перелеты потомтряслась, как бы меня не завернули с моим «мачете» в чемодане. Теперь вот режусамый мягкий хлеб ножом из «русского танка». Главное, не слишком задумываться вэтот момент…