180-летие Пулковской обсерватории – праздник или завуалированные поминки?
Часть астрономических наблюдений переводят на Кавказ, а на месте защитной зоны строят жилой комплекс
Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН в этом году исполняется 180 лет. В преддверии юбилея деятельность учреждения оказалась в центре скандала между его дирекцией и рядом инициативных граждан, считающих, что обсерватория погибает под гнетом нового руководства.
Пока директор обсерватории Назар Исханов рассказывал на пресс-конференции о деятельности учреждения, бывший его сотрудник, координатор группы «Защитим Пулковскую обсерваторию» Александр Шумилов в прямой трансляции одиночного пикета представил свое видение ситуации по поводу «настоящего и светлого будущего» учреждения.
В своем выступлении активист обозначил три главных проблемы: массовое строительство в защитной зоне обсерватории, прекращение двухвековых наблюдений, увольнение трети всех ученых.
Александр Шумилов подробно рассказывает о текущей ситуации
Как рассказала newia.ru ученый секретарь учреждения Татьяна Борисевич, в настоящее время руководство занялось переводом части наблюдений на другие базы и их расширением. Так, планируется расширить астрономические наблюдения на существующей базе учреждения недалеко от Кисловодска (Северный Кавказ) – это наименее затратный способ. Также рассматривается кооперация с Крымской астрофизической обсерваторией, обладающей базой на Кавказе и широким кругом инструментов, выполняющих программы Пулковской обсерватории.
Перевод наблюдений уже начат. Если бы руководство обсерватории задумалось об этом в 1970-х годах, то сейчас не было бы такой «шумихи». Еще 30 лет назад в защитной зоне обсерватории построили цветочные теплицы, которые засвечивали горизонт и мешали наблюдениям. Их перенесли только в начале 2000-х годов. В то время активисты почему-то не протестовали. Почему именно сейчас, при строительстве в защитной зоне жилого комплекса, они подняли «шумиху»? На мой взгляд, они преследуют интерес не сохранения науки обсерватории, а какой-то свой личный
- ученый секретарь.
Борьба за сохранение трехкилометровой защитной зоны обсерватории уже продолжается третий год. По словам Александра Шумилова, до прихода на должность директора Назара Ихсанова в обсерватории существовала система, которая поэтапно принимала решение о целесообразности строительстве на территории зоны. Однако новое руководство эту практику упразднило.
Профессиональная система оценки заменена на непрофессиональную в целях поддержки строительства рядом с обсерваторией. После того как ряд астрономов выступили против такой политики дирекции, последовали увольнения молодых ученых
- бывший сотрудник обсерватории.
Однако Татьяна Борисевич не согласна с Александром Шумиловым и считает, что он «кривит душой». Как отметила ученый секретарь, от системы они не отказывались, а просто привели все существующие документы в соответствие с законодательством. Сотрудников руководство не увольняло. Что касается сохранения защитной зоны, то сейчас это уже не первостепенная задача учреждения.
Ученый секретарь Татьяна Борисевич
«Наши сотрудники работают по срочным договорам, так как принимаются на научные должности по конкурсу. Мы не увольняли людей, а просто не возобновляли позиции по кандидатам, которые нас не удовлетворили. Прилегающая территория называется защитной зоной по распоряжению правительства Санкт-Петербурга. В свое время она была установлена для сохранения астроклимата. Но поскольку сейчас эффективность развития наблюдений в Санкт-Петербурге не выгодна, соответственно, необходимость сохранения парковой зоны отходит на задний план. Кроме того, защитная зона уже частично застроена», - сообщила ученый секретарь.
В настоящее время на территории защитной зоны ведется строительство ЖК «Зеленый Квартал» (прим. ред. - ранее именовался «Планетоград»). По словам Татьяны Борисевич, судебная система признала правомочность застройки. Так, Верховный суд РФ установил, что планировка территории была проведена законно, городские суды признали законными все разрешения на строительство.
Координатор инициативной группы ««Защитим Пулковскую обсерваторию» выступает против какого-либо строительства на территории защитной зоны. Он и ряд активистов считают, что жилой комплекс будет препятствовать наблюдениям обсерватории.
Александр Шумилов рассказал newia.ru, что если защитная парковая зона будет застроена в большом объеме, то засветочная обстановка станет ярче в 3-5 раз. В таких условиях качество данных большого 26-дюймового рефрактора (прим.ред. – один из действующих инструментов обсерватории) упадет – а качество научной картинки резко деградирует.
«Рефрактор – это лучший в своем роде инструмент. Он производит более 5 тысяч наблюдений. Я не уверен, что в мире существует хотя бы один столь выгодный в денежном плане инструмент. Дирекция кривит душой по поводу того, что эффективность развития наблюдений невыгодна. Сохранение защитной зоны для отечественной астрономии – это единственный путь по эффективному расходованию средств», - сказал координатор инициативной группы.
В рамках одиночного пикета Александр Шумилов, в связи с переводом ряда наблюдений на другие базы Пулковская обсерватория «не будет сохранена как некий живой организм».
Обсерватория – это сложная система, состоящая из научной школы, получения данных, их обработки и осмысления. Учреждение нельзя сводить к зданию и инструментам, которые находятся внутри. Обсерватория должна жить. Однако сейчас, на пороге 180-летия я вынужден констатировать, что мы не юбилей празднуем и пресс-конференция в его преддверии – это завуалированные поминки
Борисевич в свою очередь обратила внимание на то, что сотрудники обсерватории занимаются не только наблюдениями. По статистике в план учреждения будет включено 9 научных тем, из которых только две учитывают собственные наблюдения обсерватории. В рамках работы над другими темами сотрудники будут пользоваться наблюдениями иных инструментов, либо вести теоретические исследования.
Напомним, в прошлом году президиум РАН опубликовал постановление, согласно которому в течение пяти лет целесообразно провести перевод астрономических наблюдений в более благоприятные астроклиматические условия.