Юта Стрике и Лембергс: то в тюрьму сажает, то за стол переговоров
Картина маслом одного из титанов Возрождения Якопо Тинторетто «Сусанна и старцы» (1557) изображает обнаженную девушку, совершающую косметические процедуры, в то время как за ней наблюдают два похотливых сениора. В Книге пророка Даниила содержится сюжет сей древнеиудейской легенды: уважаемые граждане пытались шантажом добиться совокупления с красавицей, но были разоблачены отважным правозащитником и сурово наказаны.
В качестве подглядывающих выступили на канале TV Rīga 24 четверо аксакалов национальной политики — один экс-премьер, два бывших премьера, и еще давний кандидат в президенты и министр культуры. Разговор у ветеранов Куликовской битвы был таким: как бы нам поскорее составить правительство, чтобы все оставалось по-прежнему, и никаких перемен бы не потребовалось.
Все это навевало нехорошие ассоциации с ветхозаветными растлителями, а в амплуа Сусанны фигурировала наша свежеизбранная народом законодательная власть.
Чудо в перьях
На самом деле, конечно, собиратели правительственного паззла гадают на кофейной гуще. Расчеты, исходящие из арифметики — сколько получила какая из фракций, — похожи на действия американских советологов, которые калькулировали порядок появления фамилий в некрологах советских вождей, или расстановку фигур в каракулевых шапках на Мавзолее. Из этого, на секундочку, аналитического материала разрабатывалась политика США в годы холодной войны!
Труба латвийской внутренней политики, конечно же, пониже, и дым у нее пожиже, однако важнейшим предметом здесь является не указанное выше примитивное счетоводство, а высшая молекулярная химия. Ибо каких только причудливых сочетаний не способна родить фантазия хозяев политических реакторов! Чудо в перьях, с хоботом, ластами и ослиным хвостиком — вот таким примерно будет новый Кабинет министров.
Что делать?
В первую очередь придется попотеть в части преодоления пресловутых «красных линий». В них сегодня может запутаться самый квалифицированный политолог. Допустим, априори «Согласие» отвергают все или почти все. Но вот как могут на одном политическом поле сесть рядом Новая консервативная партия и Союз зеленых и крестьян? И не потому, что в первой одну из ведущих ролей играет дама — а потому, что в свое время члены первой арестовывали одного из лидеров второй...
С другой стороны, спешить-то особенно некуда. Все госучреждения и предприятия действуют еще по утвержденному в прошлом году бюджету, а в отсутствие назначенного сеймом правительства может сколь угодно долго функционировать прошлый Кабмин. В министерствах вообще первую скрипку в ежедневной текучке играют не политические назначенцы — министры, а государственные секретари, т. е. профессиональные чиновники при всех властях.
Это как у воина, которого смертельно ранили навылет, еще какое-то время двигаются ноги, и он даже способен нажать на курок. Так что столетие Латвийской Республики, с подавляющей вероятностью, будет встречать уже почивший в бозе портретный ряд нашего Политбюро. Запомните их навечно, дорогие товарищи, — это не должно повториться...
Николай КАБАНОВ.
«В свое время члены партии, прошедшей в сейм, арестовывали одного из лидеров другой партии, представленной ныне в сейме».
