Создана «вакцина» от никотиновой зависимости
В 2012 году группа японских и американских исследователей изучала систему вознаграждения в мозге человека. Этот комплекс структур нервной системы отвечает за ощущения счастья, когда резко увеличивается выброс гормона дофамина после полезных, с точки зрения организма, действий — например, после секса или вкусной еды. Ученых интересовало, как влияет курение на работу этой системы, иными словами — может ли заядлого курильщика что-то порадовать так же сильно, как сигареты.
Оказалось, что нет. Проанализировав несколько десятков томографических экспериментов, исследователи выяснили, что мозг никотин-зависимых людей действует немного иначе. Если обычный индивид испытывал положительные эмоции, когда ему показывали деньги или еду, то система вознаграждения курильщика активизировалась только при виде сигарет, оставаясь к остальным стимулам, как правило, равнодушной. Более того, такие изменения в работе системы фиксировались уже после десятой выкуренной сигареты.
Вероятно, это связано с тем, что при постоянном курении в мозге резко вырастает число ацетилхолиновых рецепторов (именно они обеспечивают передачу нервного импульса и провоцируют выброс дофамина), а их чувствительность падает. Эти рецепторы в норме активируются особым органическим соединением ацетилхолином, очень похожим по структуре на никотин. При повышении числа рецепторов собственных запасов ацетилхолина перестает хватать. И чтобы чувствовать себя счастливым, человеку приходится постоянно увеличивать дозу никотина — так формируется физиологическая зависимость.
«Бросить курить трудно, потому что это хроническое рецидивирующее аддиктивное заболевание. Можно сказать, социально приемлемая форма зависимости, а не вредная привычка. Именно поэтому только пять-семь процентов курильщиков в состоянии самостоятельно отказаться от сигарет. Более 70 процентов потребителей табака хотели бы бросить курить, около 40 процентов предпринимают ежегодные попытки. В среднем курильщик пытается избавиться от зависимости от шести до девяти раз», — отмечает Олег Кутушев, заведующий Центром профилактики и лечения табакокурения и нехимических зависимостей Московского научно-практического центра наркологии департамента здравоохранения Москвы, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук.
По словам Анны Ненастьевой, доцента кафедры психиатрии и наркологии Первого МГМУ им. Сеченова, руководителя отделения клинических исследований наркоманий Национального научного центра наркологии Минздрава РФ, кандидата медицинских наук, более 50 процентов тех, кто смог отказаться от сигарет, в течение шести месяцев снова возвращаются к курению.
«Наркогенный потенциал (способность вещества вызывать физическую и психическую зависимость) у никотина один из самых высоких. Большинство психоактивных веществ, включая алкоголь, имеют более низкий наркогенный потенциал в сравнении с никотином. Эта особенность табака влияет на то, что, к сожалению, самостоятельно избавиться от вредной привычки у большинства людей не получается», — уточняет эксперт.
По данным британских исследователей, у 70 процентов людей зависимость может сформироваться уже после первой затяжки. А вот избавиться от пагубной привычки крайне сложно. Большинство врачей-наркологов считают самым эффективным методом никотин-заместительную терапию, совмещенную с психотерапией.
«Лучше всего работает комбинация из когнитивно-поведенческой психотерапии и медикаментозного воздействия препаратами, чья эффективность подтверждена с позиций доказательной медицины. Их три — варениклин, цитизин и препараты никотин-заместительной терапии в разных видах (пластыри, жвачки, спреи, таблетки). Очень важно чтобы терапия проводилась адекватно подобранными дозами препаратов и длилась не менее трех месяцев. Большинство рецидивов случается именно из-за неправильной дозировки и преждевременного отказа от лечения», — полагает Олег Кутушев.
Неверно подобранные дозы лекарственных средств, особенно когда человек их прописывает себе самостоятельно, могут привести к дискредитации антитабачного лечения, отмечает Анна Ненастьева. По словам эксперта, для подбора адекватной терапии человеку, желающему бросить курить, врач всегда оценивает степень тяжести синдрома, тяжесть клинических проявлений (число выкуриваемых сигарет в день, время первого утреннего перекура и прочее), а также мотивацию человека — какими ресурсами он обладает, чтобы бросить курить. От этих трех факторов и зависит успех лечения от никотиновой зависимости.
Однако молекулярные биологи и химики из Калифорнии способны исправить эту неутешительную статистику. Неделю назад они сообщили о создании своеобразной «вакцины» от никотиновой зависимости. Фермент NicA2, разрушающий никотин в клетках «нефтеядной» бактерии Pseudomonas putida, похожим образом действует и в организме человека. А одна из версий этого вещества NicA2-J1 помогает полностью избавиться от пагубной привычки.
Первыми излечившимися стали лабораторные крысы. Животные, с детства приученные к воде с никотином, спокойно отказывались от нее, если им в организм вводили NicA2-J1. Грызуны же из контрольной группы продолжали пить жидкость с никотином, даже получая болезненные удары током.
В ближайшее время ученые планируют провести клинические испытания нового вещества на людях. Учитывая, что курение в среднем сокращает жизнь на десять лет, вызывает рак легких, сердечно-сосудистые заболевания и потерю слуха, прививка от никотиновой зависимости сохранила бы несколько миллионов жизней.
Альфия Еникеева
