Политолог: Если «Смирение» не проявит характер, потеряет избирателей
Партия «Согласие», заметно опередившая своих конкурентов на недавних выборах латвийского Сейма, взяла наибольшее число мест в парламенте — 23. Но теперь ведет себя удивительно тихо. Пока остальные активно встречаются друг с другом, ведут торги и переговоры, партия-победительница привычно обижается на невнимание. Что это — психология оппозиции? Или действительно с клеймом «руки Кремля» нет смысла напрягаться? Своим мнением с press.lv поделился политолог Филипп Раевский.
-С одной стороны, в коалицию их не возьмут в любом случае, поэтому, кажется, нет смысла шуметь. С другой, они могли бы проявить активность и поучиться более творчески маневрировать у той же KPL LV. Тех же тоже никто не звал в правительство, но они сами бросились организовывать встречи с партиями, в том числе, и с «Согласием».
Новые люди, вопреки ожиданиям, не внесли в поведение «Согласия» новую струю. Хотя их избиратель явно хотел большей активности. Но они демонстрируют уже привычную свою пассивность и сразу позволили загнать себя в угол.
— Может им и не нужна эта показная активность?
-Еще как нужна! Они третьи выборы подряд теряют избирателей. В этот раз потеряли 4,5%. Избирателям нужны жесты со стороны партии — она должна показать свою программу, свою готовность брать на себя ответственность и идти во власть.
Да, в правительство их бы все равно не взяли. Но им нужна активность не для демонстрации политическим конкурентам, а для воздействия на своего избирателя.
-Они все же победители, могли б хотя бы теневой кабинет создать.
-Они не победители. У них было 33% голосов двое выборов назад, но и тогда их поведение не менялось. Готовность смириться с той ролью, что им отводят другие, раздражает избирателей. Которые делают свои выводы не в пользу партии.
-Если бы они вели себя как победители, были более агрессивны в формировании коалиции, более инициативны, возможно, и противники отнеслись бы к ним иначе?
-Возможно. Я ожидал, что они капитализируют опыт и имидж Домбровского. Он политик, у которого были посты в Кабинете министров, был допуск к гостайне. Но «Согласие» не до конца использовало его потенциал.
Чем Домбровский не приемлем новой коалиции? Пусть не в качестве премьера, но в качестве одного из министров — вполне. Для них было важно втиснуться в переговоры, и они вполне могли бы это сделать. Но для этого они слишком тихо себя ведут.
-Наверное сказывается многолетнее сидение в оппозиции — вырабатывается определенная психология?
— Почему бы им не проявить инициативу, например, в вопросах управления парламентом? Тут «Согласие» никогда не было в оппозиции. У них были места в президиуме, посты председателей комитетов. Прояви они активность, могли б выглядеть как партия, готовая к переговорам.
-Зато в оппозиции тихо и уютно.
-Только долго там не просидишь. Если «Согласие» не изменит свой стиль, оно продолжит терять избирателей. А скоро уже следующие выборы — через девять месяцев — в Европарламент. От их нынешнего поведения будут зависеть будущие результаты.
Елена СЛЮСАРЕВА.
