Шотландский замок на Даугаве: что происходит в гнезде рода Левис оф Менар
Настоящая Даугава — какая она? Пафосная столичная, закованная в набережные — или привольно изгибающаяся в Латгалии? Для меня самым интересным выглядит ее течение у острова Долес. Его правый берег омывает полноводная река, а слева — множество травянистых островков. Кажется, ее и вброд перейти можно — потому и называется Сауса Даугава, Сухая.
Остров под сенью плотины
На самом деле, причудливая гидрография главной водной артерии страны нынче существенно искажена каскадом гидроэлектростанций. С Долес, который, разумеется, технически уже является полуостровом — спасибо плотине Рижской ГЭС — открывается впечатляющий вид на сей гигант советского планового хозяйства. Благодаря даровой энергии воды Латвия занимает почетное 3–е место в ЕС по электричеству из возобновляемых источников, вслед за Швецией и Финляндией.
Но бесплатный сыр только в мышеловке — на сотни квадратных километров русло Даугавы теперь разбухло варикозом водохранилищ. Многие десятилетия на дне гниет огромный объем биомассы. Ушли под водную гладь дивный утес Стабурагс и пороги. Теперь уж не доберешься на пароходике или на парусном струге от Даугавпилса до Рижского залива.
А двинских плотогонов, паромщиков и рыбаков (не рыболовов!) можно ныне увидеть разве что в музее Даугавы, расположенном в старинном поместье на острове Долес. Путь туда лежит мимо ферм, напоминающих об ушедших колхозных временах. Но фермерство тут по–прежнему развито крепко — и сельскохозяйственная техника встречается, и куры, и солнечные панели свидетельствуют о приходе высоких технологий… Кто–то запасливый держит на своей фазенде закрытую металлическую спасательную шлюпку с иллюминаторами. Видать, страховка на случай прорыва плотины?
Бароны на имперской службе
Вот и главная достопримечательность острова — небольшой желто–белый дворец, милый в своей асимметрии. Где один этаж, где все три. Венчает четвертый уровень — островерхая башня. Возведен по вкусу одного из последних владельцев — Карл фон Левис оф Менар (1855–1930) знал все об орденских замках в Латвии, приват–доцентом в Латвийском университете преподавал историю архитектуры. А до того его понимание прекрасного воплотилось в господском доме 1898 года, напоминающем… Шотландию!
Да, именно оттуда появился в наших краях род, в котором есть и английский предлог, и фамилия, наводящая на джинсовый бренд. Почти 6 веков назад Патрик де Левис хозяйствовал в поместье Пиблисшир на юге Шотландии. Судя по всему, с финансами у его наследников было не очень — вот и решили подзаработать на службе шведского короля Густава II Адольфа. Так Левисы оказались в Лифляндии — сначала в Шведской, а потом в Российской.
Выдающимися представителями рода Левис оф Менар в Империи Романовых были Федор Федорович (1767–1824) — генерал–лейтенант, в 1812 году руководивший обороной Риги от наполеоновских полчищ и командовавший баталией при Гросс–Эккау (Иецавой). Там он лавров не снискал, зато в 1813 году при заграничном походе Русской армии его воинство освободило Данциг.
Не уронил боевой славы его внук — Петр Александрович (1830–1885), под чьим началом Россия завоевывала Хивинское ханство и било врага на Балканах. Потомок шотландцев был зачислен в казаки и стал генерал–майором, командиром Терской бригады!
Левис оф Менар боролся за независимость братушек болгар. Святого Георгия IV степени он получил так: "В воздаяние отличия, оказанного в деле с Турками при взятии г. Ловчи, 22 августа 1877 года, где, во главе своего полка, атаковал отступающую турецкую пехоту и уничтожил более двух неприятельских баталионов".
Известняковые гробы и древнелатышские черепа
Нам посчастливилось присутствовать при прохождении через музей свадьбы — молодые русские ребята, скорее всего, из близлежащего Саласпилса, прибыли в замок на винтажном BMW c ленточками и трогательно проследовали через экспозицию, рассказывающую об 11 000 годах жительства людей на Даугаве.
Mememto mori — в витрине были выставлены черепа, найденные при раскопках, I тысячелетие до нашей эры, а как хорошо сохранились зубы. Вот что значит отсутствие сладостей! Тут же рака — каменный саркофаг. Материалы свои — ведь именно на острове Долес находится один из выходов на поверхность известняковых пород. Им–то вообще сотни миллионов лет, ровесники динозавров.
Тенистый парк, полный в это время улиток и испанских слизней, скрывает также экспозицию под открытым небом — рыбацкую усадьбу Меллупи. У домиков с замшелыми крышами — рыболовные снасти, а рядом культовые камни язычников. Zirgu Galva — ни дать ни взять голова мистического коня. И памятный обелиск рода Левис оф Менар напоминает — откуда корни.
