"Бутылка по 150 рублей": в Нижнем Новгороде приезжие травят русских паленым алкоголем
Справиться с наливайками и нелегальными забегаловками не могут ни полиция, ни общественники.
Семен СЕРГЕЕВ.
В Нижнем Новгороде в конце августа пятеро человек отпраздновали День города так, что он стал для них последним. Виной всему – паленый алкоголь, который, как выяснилось, продают "ценные иностранные специалисты" на каждом углу, и этот бизнес, кажется, бессмертен.
Последний тост за Нижний
Все начиналось совершенно обычно. Компания друзей в доме на улице Чапаева собралась отметить День города. На столе, как водится, появился алкоголь. Правда, как стало ясно позже, совершенно неизвестного происхождения. Этот алкоголь и стал билетом в один конец.
Первый звонок в "скорую" раздался днем 30 августа. Мужчине из той компании стало плохо прямо за столом. Медики приехали, боролись, но спасти его не смогли. Вскоре последовал новый вызов - 31-летняя женщина, которая тоже сидела за тем столом, потеряла сознание. Скорая, реанимация, смерть. К вечеру в больнице скончался еще один участник застолья. Утром следующего дня в той же несчастной квартире нашли еще двоих. Одному было 31, другому – 67. Пять жизней, оборвавшихся после праздничного тоста.
Следователи почти сразу предположили – отравление суррогатом, метанолом или сивушными маслами. Под подозрение попал так называемый "веселый гараж" на той же улице. А потом задержали и первого подозреваемого – старшего по дому, который по официальной версии собирает букеты, а по неофициальной – мог поставлять смертельное пойло. В доме у него нашли канистры со спиртом, но он все отрицал.
- Сказали, что они умерли по моей вине – это пока только подозрение, – заявил мужчина журналистам. – Я знаю, что не виновен. Не знаю, что они пили, я этих людей не знаю.
Дело взял на контроль лично глава СК Бастрыкин. Город замер в ожидании ответов.
Продают и плачут
После трагедии нижегородские журналисты вместе с жителями решили пресечь этот нелегальный и опасный бизнес. Они пошли по адресам, известным каждому местному жителю. Одна из таких точек – магазинчик на улице Светлоярской, где, по словам людей, дворы "и днём, и ночью заняты алкоголиками".
Магазинчик формально бакалейный. Продаются чипсы, конфеты, лимонад. Но кому надо - тот знает и пароли, и явки. Журналистка, которая просит две бутылки водки, сначала вызывает подозрение у продавщицы, дамы с восточным загаром и таким же акцентом.
- Я вас не знаю, - говорит она.
Журналистка объясняет:
- Да, я не из этого района, но мне очень надо, я знаю, что у вас продают.
И спокойно покупает две пол-литровые бутылки водки по 150 рублей за штуку. Цена, которая сама по себе – приговор качеству.
Дальше журналисты уже открыто достают камеру. На помощь продавщице прибегает владелец заведения, уроженец одной из южных соседних стран.
- Пожалуйста, убери камеру, ну, пожалуйста, – молит он, заламывая руки.
Поняв, что договориться не выйдет, мужчина совершает гениальный ход: хватает коробку с нелегальным алкоголем и, расталкивая всех, выносит ее из магазина. На вопрос, куда он это понес, бизнесмен цинично бросает, что везет домой, где у него, мол, дети и антисанитария. Логика железная.
Физкульт-привет с того света
Но магазин на Светлоярской – это лишь верхушка айсберга. Есть в Нижнем Новгороде места и поудивительнее. Например, на улице Ленина, в здании физкультурно-оздоровительного комплекса, где с фасада все прилично – бани и секции, с заднего двора притаилась неприметная дверь. За ней – классическая "наливайка".
- Туда постоянно заходят маргинального склада личности. Они там покупают полторашки. Явно со спиртом, – рассказывает местная жительница.
Торгуют в наливайке ценные иностранные специалисты. Соседство у этого заведения – две школы и детский сад. Дети каждый день наблюдают за клиентами распивочной, которые не всегда твердо стоят на ногах, а порой и вовсе предпочитают горизонтальное положение в ближайших кустах. Полиция, говорят люди, приезжает, разгоняет самых буйных и уезжает. Через час все возвращается на круги своя.
Протокол о намерениях
Справедливости ради, полиция действительно проводит рейды. Иногда даже масштабные. В прошлом году отчитались о накрытии целой сети: организатор, около 10 исполнителей, большая часть - уроженцы теплых южных стран, бывших республик СССР. Закрыт 21 магазин, изъято более 5 тысяч литров готовой продукции. Звучит внушительно. Но реальность, увы, сильнее отчетов.
Например, приехавший на вызов журналистов наряд на Светлоярской, как и положено, составил протокол. А уже на следующее утро местные жители видели во дворе парочку, распивающую алкоголь из точно такой же бутылки, что была куплена накануне. Круг замкнулся.
Секрет такой живучести прост. Как говорят сами правоохранители, участниками таких группировок часто становятся приезжие из стран ближнего зарубежья, многие из которых даже не успели получить российское гражданство. После проверки они спокойно уезжают на родину, пережидают бурю, а потом возвращаются. И снова берутся за свой опасный бизнес, который всегда найдет своего клиента. А полиция снова составит протокол. Протокол о намерениях, который, увы, никого еще не спас.
