На шаг ближе к цели: регулятор снизил ключевую ставку, но не смягчил ДКП
В пятницу, 13 февраля, состоялось первое в этом году заседание Совета директоров Банка России по ключевой ставке. По итогам обсуждения принято решение снизить ключевую ставку на 0,5% – с 16,0 до 15,5% годовых. Насколько оправданно продолжение цикла смягчения денежно-кредитной политики (ДКП) при высоких темпах инфляции, зафиксированной в первые недели 2026-го?
В , выпущенном по итогам заседания, отмечено, что экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста. И хотя в январе рост цен значимо ускорился, это произошло под влиянием разовых факторов. Устойчивые же показатели роста цен существенно не изменились, и в скором времени инфляция возобновит снижение.
«Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий. Базовый сценарий предполагает среднюю ключевую ставку в диапазоне 13,5–14,5% годовых в 2026 году. Это означает поддержание жестких денежно-кредитных условий», – говорится в пресс-релизе.
Регулятор исходит из того, что с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,5–5,5% в текущем году. Устойчивая инфляция, согласно действующему прогнозу, сложится вблизи 4% во втором полугодии. В 2027 году и далее годовая инфляция будет находиться на уровне 4%. Это следует из обновленного среднесрочного ЦБ.
Между тем в настоящий момент ситуация внушает определенные опасения. По данным Росстата, в период с 3 по 9 февраля товары и услуги подорожали на 0,13%. Налицо ощутимое снижение темпов недельной инфляции: с 27 января по 2 февраля рост составил 0,20%, с 20 по 26 января – 0,19%, с 13 по 19 января – 0,45%, с 1 по 12 января (контрольный срок увеличился из-за праздников) – 1,26%.
[embed]https://profile.ru/society/inflyaciya-bez-lgot-pochemu-vsled...[/embed]
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель оказался заметно выше – 2,24% против 1,50%. Таким образом, менее чем за полтора месяца почти наполовину выбран «годовой лимит».
Беспокойство могут вызывать и данные по годовой инфляции. С одной стороны, 9 февраля она замедлилась до 6,36% с 6,46% на 2 февраля. С другой стороны, динамика пока хуже, чем была на финише 2025 года – по итогам последней недели декабря значение составило 5,59%.
Впрочем, не только в ЦБ, но и в правительстве не считают ситуацию критичной. Глава Минэкономразвития Максим Решетников, выступая 12 февраля на заседании комитета Госдумы по экономической политике, объяснил январский скачок цен повышением НДС и переносом удорожания плодоовощной продукции с декабря. Ускорение носило краткосрочный характер, и у ЦБ есть пространство для адаптации параметров ДКП, уверен министр.
У независимых экспертов оценки не столь оптимистичные. Так, главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин считает осторожность регулятора в данном случае оправданной, одновременно рынку был подан сигнал, подтверждающий приверженность курсу на поэтапное смягчение ДКП. Решение принято, несмотря заметный рост цен в январе и повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса.
«При этом надо понимать, что затягивающаяся инвестиционная пауза усиливает риск долгосрочного отставания предложения от спроса, что может быть чревато повышением уровня инфляции на протяжении многих лет. Для оживления экономики необходимо кардинальное смягчение денежно-кредитной политики, но регулятор едва ли пойдет на это в ближайшие месяцы», – подчеркнул собеседник «Профиля».
К аналогичным выводам приходит управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев. Продолжение цикла жесткой ДКП в 2026 году окажет негативное влияние на российский фондовый рынок. В настоящее время значительно снижен риск-аппетит, справедливую оценку ценных бумаг нивелирует волатильность, у предприятий нет ресурсов на новые инвестиционные проекты, объяснил финансист.
«В условиях дорогих денег в экономике, а они при таких темпах снижения ключевой ставки такими и останутся, бизнесу все тяжелее обслуживать свои долги. Новые инвестпроекты сегодня либо сильно сокращены, либо отсутствуют в принципе. В этом году приходится ожидать очередную и достаточно масштабную волну технических и реальных дефолтов, что еще больше дискредитирует фондовый рынок в глазах инвесторов», – подчеркнул Дмитрий Целищев.
[embed]https://profile.ru/economy/universalnyj-kljuch-kak-cb-reshil...[/embed]
По словам главного экономиста рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, рынок хотел бы рассчитывать на смягчение ДКП и снижение ключевой ставки до конца года на 4 п. п. – до 12%. За вычетом инфляции – 4–5% (если реализуется прогноз регулятора) в конце текущего года реальная ставка составила бы около 7,5%.
Дополнительным фактором экономист назвал ужесточение бюджетной политики. Обычно в таких случаях инфляция достаточно быстро снижается, однако сейчас этого не происходит. Причина в том, что деловая активность в экономике «схлопнулась» быстрее и жестче. Если проблемы с наполнением бюджета сохранятся и в 2026 году, то увеличение заимствований, скорее всего, еще более ограничит возможности ЦБ в снижении ключевой ставки, не исключил Антон Табах.
«Скачок инфляции в начале года вынуждает регулятора предельно осторожно корректировать денежно-кредитную политику. В любом случае тренда на серьезное снижение ключевой ставки в ближайшие месяцы не просматривается», – говорит гендиректор Ассоциации «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров» (НОВАК), член Общественного совета Минфина России Анастасия Русакова.
При этом на октябрь запланировано основное повышение тарифов: на газ – на 9,1%; на электроэнергию – на 11,6%; на коммунальные услуги – на 9,9%. Однако в зависимости от региона рост будет различаться и окажется более значимым, чем был в январе. Следовательно, в ноябре-декабре логично ожидать еще одного инфляционного скачка, и этот риск учитывает ЦБ, считает эксперт.
«Из-за недоступности заемных средств трудности испытывают в первую очередь отрасли с высокой капиталоемкостью. В сложном положении застройщики, сельхозпроизводители, предприятия обрабатывающей промышленности, сферы услуг и торговли. В этих секторах у бизнеса традиционно высока доля операционных расходов», – сказала Анастасия Русакова.
После того как всего за несколько недель инфляция превысила 2%, уложиться в целевой прогноз 4% по итогам 2026 года представляется крайне затруднительным. Ради этого, вероятно, придется пожертвовать темпами роста экономики, возможно падение доходов и охлаждение спроса, признает начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский.
«Инфляционные ожидания бизнеса – здесь важный сигнал относительно будущей динамики цен. По данным Банка России, предприятия заложили в свои бизнес-планы инфляцию по итогам текущего года на уровне 9,3%. Это является максимумом за последние четыре года. Запас рентабельности, который позволяет компенсировать издержки за счет прибыли, у многих компаний практически исчерпан», – отметил собеседник «Профиля».
[embed]https://profile.ru/society/upushhennaya-vygoda-pochemu-fevra...[/embed]
Со своей стороны директор по аналитике Инго Банка Василий Кутьин напомнил, что инфляционные ожидания населения в январе на годовом горизонте составили 13,7%, на горизонте пяти лет – 11,4%. При этом наблюдаемая населением годовая инфляция сохранилась на уровне 14,5%.
«В данном случае значение имеет и тот факт, что у домохозяйств без сбережений инфляционные ожидания выросли до 15,2%, а со сбережениями снизились до 12%. Это свидетельствует об опережающих темпах удорожания товаров из потребительской корзины малообеспеченных слоев населения», – сказал аналитик.
В то же время инфляционные ожидания российского бизнеса в январе достигли максимума с апреля 2022 года. Инфляционный пессимизм укрепляется, что, по словам Василия Кутьина, говорит о предчувствии долгосрочного эффекта от повышения НДС на 2 п. п.
Предприниматели исходят из того, что средний темп ожидаемого роста цен ускорился до 10,4% после 8,5% в декабре. В свои бизнес-планы они вынужденно закладывают инфляцию в размере 9,3%, тем самым формируя механизм воспроизводства инфляционного импульса чуть ли не на весь 2026 год, продолжил эксперт.
«С большой долей вероятности, в течение года мы увидим очень плавные шаги ЦБ по дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики. Согласно консенсус-прогнозу аналитиков, опрошенных ЦБ, среднее значение ключевой ставки будет находиться уровне 14,1%», – напомнил он.
Рынок ждет от регулятора постепенного снижения ставки на 0,5 п. п., причем не на каждом заседании. Паузы необходимы для сдерживания инфляции. При реализации оптимистичного сценария к концу 2026 года ключевая ставка может выйти в коридор 12–13%. Базовый же сценарий предполагает, что показатель останется в коридоре 13–14% по итогам года. В любом случае весомых факторов резкого смягчения ДКП сегодня нет, убежден Василий Кутьин.
В соответствии с заседаний по ключевой ставке, в следующий раз совет директоров Банка России рассмотрит этот вопрос 20 марта.
