Добавить новость
Главные новости Владикавказа
Владикавказ
Июль
2015

Осетия как форпост России на Кавказе. Существующая реальность или отголосок прошлого?

Во Владикавказе прошло знаковое мероприятие, которое фактически осталось вне внимания юго-осетинской общественности. Здесь состоялся Круглый стол «Осетия в системе региональных и международных отношений: новый взгляд», где главной темой обсуждения стало соотнесение Осетии с устоявшимся понятием «Форпост России». Эта формула, с которой долгие десятилетия ассоциировалась Осетия, нуждается, по мнению участников встречи, в переосмыслении и наполнении новым содержанием в соответствии с требованиями времени.
Многие годы Осетия по праву считалась административным, общественно-политическим и социально-экономическим центром региона, заслуженно гордясь званием форпоста России на Кавказе. Однако остается ли Осетия и сегодня геополитическим центром Кавказа или уступает место кому-то из соседей, активно претендующих на роль первой скрипки в Северо-Кавказском Федеральном округе и на всем Большом Кавказе?
Пересмотр концепции форпоста, всегда имевшей идеологическое измерение, в обозримом будущем способен повлечь значительные негативные последствия для национальных интересов РФ, отметила модератор Круглого стола, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба (КГК) Яна Амелина. После развала СССР первенство Осетии, в целом признававшееся всем Северным Кавказом, оказалось во многом утрачено. Роль российского форпоста еще не перешла к какому-либо другому региону или городу, но претендентов на это звание достаточно много. Среди основных можно назвать Грозный, Ставрополь, а в последнее время к этому списку присоединяется и Ингушетия.
Признавая значимую роль этих субъектов СКФО в обеспечении стабильности и государственных интересов РФ в регионе, следует отметить, что ни один из них пока не выдвинул конкретной «стратегии первенства». Отнести к таковым претензии Грозного на роль политического и духовного мусульманского центра Кавказа достаточно сложно, так как они не подтверждаются ежедневной политической практикой. Однако это в значительной степени можно отнести и к Осетии, особенно если речь идет о реальном влиянии на ситуацию в регионе и формирование федеральной политики в отношении Северного Кавказа.
Бесланская трагедия, оказавшая на Осетию огромное влияние, привела к «осетинской депрессии», симптомы которой проявились еще несколько лет назад. Постоянный отток молодого и креативного населения (как осетинской, так и русской и других нетитульных национальностей) также негативно сказывается на интеллектуальном состоянии общества. «Создается впечатление, что республика добровольно отказывается от претензий на первенство, которое ей больше «не потянуть», – полагает Яна Амелина. – И что геополитическое или хотя бы просто политическое мышление отходит в Осетии на второй план, уступая место сиюминутным заботам потребительского характера».
Формируется и еще более настораживающая тенденция, отметила секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба. Неопределенность содержания понятия форпоста и связанных с этим политических и социальных гарантий приводит к тому, что в Осетии, в первую очередь, в молодежной среде, проявляются первые признаки постепенного ментального «отхода» от России. «В общественное сознание вбрасывается вздорная мысль, что форпостный статус якобы «навязан» Осетии, в силу чего «разлагает и лишает идентичности» осетинскую нацию, – заметила Амелина. – А в качестве решения предлагается отказаться от сверхзадач, поставив перед собой банальную цель поступательного социально-экономического развития, не претендуя на что-то большее». При этом идеи отказа от роли форпоста (как и ориентации на Россию в целом), во всяком случае, в начале их возникновения и «тестирования», возникали не в самой Осетии, а по ее мнению привносились извне разными либеральными публицистами и «правозащитниками».
«Правда заключается в том, что форпост – это историческая судьба, – заключила Яна Амелина. – Альтернативой исторически принятой на себя миссии может быть только прозябание на геополитических задворках Кавказа, да и то – недолгое». К сожалению, пока Осетия не предъявила ни себе, ни Кавказу, ни России креативных идей и проектов, прежде всего, в идеологической и общественно-политической сферах.
Участник дискуссии муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов предложил задуматься, «почему сейчас мы теряем это ощущение форпоста». «Раньше осетины, уезжая из республики, например, учиться, не теряли связь с родиной, и тем более не считали ее провинцией, – напомнил он. – Теперь жемы как будто замкнулись в коммунальной квартире, не ставим перед собой больших задач, сузили кругозор до личных интересов. Нет эмоционального, личного вклада в дела страны, которым всегда отличался наш народ».
«Наша проблема не в том, что мы не знаем ответы, а в том, что они не востребованы ни обществом, ни государством», – уточнил профессор Руслан Бзаров. По его мнению, республика утратила реальное первенство на Кавказе отнюдь не сейчас, а еще во второй половине прошлого века. Осетин долго «опускали» на провинциальный уровень, последовательно уничтожая все национальное, от физического истребления интеллигенции до понижения роли и значимости осетинского языка. «Произошло общее снижение планки», – констатировал ученый, говоря, в том числе об интеллектуальном уровне современной молодежи. Но, несмотря на объективные трудности, историк смотрит в будущее оптимистично. Быть форпостом – безальтернативная позиция, убежден он. Это судьба Осетии, но Осетии осетинской, а не денационализированной, подчеркнул Руслан Бзаров. В этой связи сохранение осетинского языка и культуры становится государственной задачей не только республики, но и всей России. «Чтобы не быть провинцией, мы должны быть собой», – подчеркнул директор Института истории и археологии Р.Бзаров.
Между тем, администратор историко-культурного проекта «Магас Дедяков» Батраз Сидамон жестко раскритиковал идеологию «форпостизма». «Форпост» – это концепция, родившаяся в умах кремлевских идеологов и принятая правящими кругами Осетии в качестве идеологического обоснования своей политической власти, – убежден политолог. – Ключевой ее тезис состоит в том, что Осетия имеет важнейшее значение для геополитического противостояния России и Запада. Ну а «форпостное мышление» – это неспособность элит, в силу своей глубокой провинциальности, не просто решать хоть сколько-нибудь масштабные задачи общественного развития, но даже внятно их сформулировать».
Депутат республиканского парламента Маргарита Кулова сконцентрировалась на более прагматичной стороне вопроса. «У людей должно быть ощущение развития, – отметила она, перечислив несколько простых и законных способов быстрого пополнения северо-осетинского бюджета. –Для форпоста характерен масштаб.Осетия должна представить экономические проекты, значимые на общероссийском уровне».
«Борьба всегда ведется за смыслы, – вновь вернул беседу в духовную плоскость юго-осетинский политолог и философ Коста Дзугаев. – Советский Союз закончился, когда вместо полетов в космос советскому человеку предложили выращивать кукурузу, то есть корыто. Начинать надо с обращения к Всевышнему».
Комментируя критику Дзугаевым более пассивной позиции Русской православной церкви в этом вопросе, заместитель главы молодежного отдела Владикавказской и Аланской епархии иерей Игорь Кусов пояснил, что главной задачей северо-осетинских православных на сегодняшний день является укрепление взаимоотношений с юго-осетинскими братьями, и для этого делаются все возможные шаги.
Таково мнение участников дискуссии, с которым необходимо во многом согласиться. Действительно, Осетия всегда воспринималась еще с периода российской империи именно как форпост российской государственности на Кавказе. Это выразилось и в том, что во Владикавказе располагались центры управления регионом, и в том, что осетины были в передовых рядах российских войск в Кавказской войне. Даже то, что в Осетии, в отличие от ряда северокавказских регионов, не было открытой поддержки немецких властей в период временной оккупации, говорит о незыблемой ориентации края на интересы Москвы. И это постоянство не дань обстоятельствам, а благодарность за то, что сделала Россия (в широком смысле этого понятия) для осетинского народа.
Важность Осетии для интересов, сперва Санкт-Петербурга, а после и Москвы всегда осознавалась российским руководством. Эта важность диктовалось, прежде всего, стратегическим расположением региона на важных транспортных артериях, преобладанием православного населения и неизменно пророссийским настроем.
Вместе с тем ситуация в Осетии всегда ревностно отслеживалась в Москве. Настороженное отношение к осетинскому национализму было вызвано не злым умыслом, а опасениями относительно того, что подъем национального самосознания может привести к переформатированию региона. В 80-х годах вышло исследование В.А.Кузнецова «Очерки истории алан», тогда северо-осетинские власти посчитали, что эта книга может стать толчком для формирования националистических тенденций у осетин и запретили ее продажу. После этого историки со всего СССР забрасывали просьбами знакомых коллег в Цхинвале (где книга продавалась) прислать экземпляр издания. И сегодня опасения связываются не только с возможной радикализацией ислама в Осетии, но и с объединениями, возрождающими традиционную религию. Опасения эти понятны. Но не надо забывать, что забота о национальном в Осетии никогда не будет идти в противоречии с пророссийским вектором развития. Если, конечно, не конструировать эти противоречия искусственно и не вводить фобии в ранг реальность.
Надо согласиться, что лидерство в регионе на сегодня держит Чеченская Республика. Она чаще всего становится информационным поводом, причем не только в России, но и за ее пределами. И уже не в связи с деятельностью банд-подполья, а с инициативами республиканского руководства. Разрабатываются планы, чтобы получить и возможность стать транзитной территорией – единственно сохраняющимся преимуществом Осетии. Именно так можно рассматривать инициативу с проектом автодороги из Чечни в Грузию и далее в Турцию и Иран.
Однако мы должны понимать, что ситуация в Чечне связана с личностным фактором, который очень уязвим. Поэтому в исторической перспективе именно Осетия всегда будет оставаться главной опорой российских интересов не только на Кавказе, но с обретением независимости Южной Осетии, и в Закавказье.
«Форпост» – это военное укрепление, передовой пункт, начало и оплот в развитии, продвижения вперед. И именно Южная Осетия соответствует этому энциклопедическому пояснению, потому что здесь проходит рубеж военного разграничения с Западом. Именно в Южной Осетии в августе 2008 года было положено начало возрождению военно-политической мощи России, получившее развитие в крымских делах.
То, что Южная Осетия имеет все шансы стать действенным игроком не только на Кавказе, но и в Закавказье уже находит широкое понимание. Как нельзя конкретно об этом заявил глава РСО-Алания Т.Агузаров, отметивший, что «Республика Южная Осетия открывается какточка стабильности иполитической ясности всовременном пространстве Кавказа». Но пока что этот потенциал не используется в полной мере, даже в части позиционирования Республики на Северном Кавказе.

С.Остаев,
газета "Республика"





Глава Северной Осетии — Алании Сергей Меняйло
Северная Осетия — Алания

Сергей Меняйло принял участие в церемонии награждения победителей Чемпионата России по практической стрельбе из карабина





Москва

Топ-5 самых ярких зарубежных архитектурных проектов на первичном рынке Москвы


Глава Северной Осетии — Алании Сергей Меняйло

103news.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.

Moscow.media
Северная Осетия — Алания

Сергей Меняйло принял участие в церемонии награждения победителей Чемпионата России по практической стрельбе из карабина



103news.comмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "103 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 103news.com — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

103news.com — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Музыкальные новости

Найк Борзов

Братья Грим и Найк Борзов выступят в Нижегородской области в День молодежи




Спорт в Северной Осетии — Алании

Алексей Смирнов – актер, которого, надеюсь, еще не забыли

В Лужниках состоялась церемония открытия Всероссийской Спартакиады Специальной Олимпиады

В УФСИН России по Республике Дагестан прошли лично-командные соревнования по легкой атлетике

Резидент «Инсайт Люди» Дмитрий Зубов установил мировой рекорд по чеканке мяча


Анна Курникова

Курникова показала трогательные фото Энрике Иглесиаса



Новости Крыма на Sevpoisk.ru


Сергей Арутюнов

Триумфальное возвращение Льва Лещенко на сцену спустя месяцы затишья. Артист презентовал дуэт с солистом группы “Парк Горького” Сергеем АРУТЮНОВЫМ



Частные объявления в Владикавказе, в Северной Осетии — Алании и в России