Против банды «Черный ворон»: из истории Усть-Майского ОВД
Эта статья из архива газеты «Усть-Майский вестник» об истории районной милиции пахнет не вековой пылью, а кровью и порохом.
Начало кровавой истории банды «Черный ворон», сеявшей смерть в тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной, было положено, когда из новосибирской тюрьмы сбежал матерый уголовник Александр Шумилов. Добравшись до Якутии, он поселился в Эльдикане и занялся для прикрытия извозом, а на деле выслеживал людей, у которых при себе было золото. Улучив удобный момент, убивал их, а тела спускал в реку Аллах-Юнь.
Сколько жертв было на счету «извозчика» Шумилова на всем пути от Усть-Аллаха до Усть-Ыныкчана – кто знает. Тайга и вода хорошо скрывают следы.
Оперативная обстановка тогда была сложная: ужесточение режима работы предприятий и учреждений, усиление паспортно-регистрационного режима, борьба с дезертирами и паникерами, спекулянтами и расхитителями социалистической собственности, санкции за разглашение государственной и военной тайн… А личного состава не хватало.
Тем временем «извозчик», находящийся в розыске, продолжал убивать и грабить. При этом жил Шумилов не один – была у него жена, но настал день, когда он заподозрил ее в том, что рано или поздно она сдаст его милиции. Дожидаться этого бандит не стал, разделавшись с ней так же, как со своими «пассажирами»: на теле женщины насчитали 18 ножевых ран. Но муж-убийца уже скрылся.
После этого «извозом» Шумилов больше не занимался – набрав себе подручных с криминальным прошлым, промышлял грабежами. И с легкостью шел на убийства.
Подельники были ему под стать, и в конце концов – рыбак рыбака видит издалека – их дорожки пересеклись с некими Барнашовым и Ковалевым, ударившимися в бега из первой колонии НКВД ЯАССР еще до войны, в мае 1941-го, и с тех самых пор скрывавшимися в Аллах-Юньском районе. Находясь на нелегальном положении, эти двое восстановили свои былые связи с «коллегами» Григорьевым и Засухиным. Руки у них у всех были в крови, и когда они примкнули к банде Шумилова, тот вконец обнаглел, начав вооруженные налеты на прииски.
Черная слава «Черного ворона» бежала впереди него. Костяк банды к тому времени составлял 12 человек. Кроме приисков, они грабили мануфактурные и продовольственные склады, убивая всякого, кто вставал у них на пути. Та же участь ожидала и тех, кто просто оказался не в то время не в том месте.
Оценив масштаб происходящего, для ликвидации наводящей ужас на всю округу банды были созданы оперативные группы из работников НКВД ЯАССР, Аллах-Юньского и Усть-Майского районов.
В усть-майскую вошли А.Кузин, Бойко, Я.Валеев, А.Винокуров, Л.Григорьев, Е.Захаров, Н.Иванов, П.Иванов, Канин, С.Корсаков, Лопатин, Мадьяров, С.Никифоров, Хмелев. Им приходилось преследовать преступников по тайге верхом и продираться через дебри на своих двоих там, где лошадь не могла пройти, переправляться через многочисленные реки и речушки на утлых лодках и берестянках…
Летом 1943-го противостояние достигло пика. В ходе одной из операций бандиты тяжело ранили младшего лейтенанта Захарова. Его не стало 20 июля. Но товарищи отомстили за него сполна, ликвидировав банду уже в августе, главаря же при попытке к бегству пристрелила сторож ВОХРа Мария Бойко.
А имя милиционера Егора Захарова, погибшего в борьбе с «Черным вороном», носит сейчас одна из улиц поселка Усть-Мая.