Добавить новость
Главные новости Якутска
Якутск
Март
2025

Голос олонхо: жизнь и судьба Гаврила Колесова

0

В народном сознании имя Гаврила Колесова неразрывно связано с Олонхо. Это чувствовали даже те, кто до встречи с ним не имел никакого понятия ни о якутской культуре, ни о нашем эпосе.

После его визита к Евгению Евтушенко в гостиницу «Лена» спутник поэта, журналист Лев Шинкарев в своей статье «Мудрое слово олонхо», вышедшей в газете «Известия» в 1969 году, писал: «Не прошло и десяти минут, как стены нашего гостиничного номера раздвинулись, и мы оказались в иных мирах…»

Разносторонний талант

Об этом и о многом другом рассказывает его дочь, представительница второго поколения творческой династии Колесовых, скрипачка оркестра Театра оперы и балета Оксана Колесова и мать виолончелиста этого же оркестра Гаврила Колесова-младшего.

– Папу люди любили, им было интересно с ним. Чем же он их притягивал? Образования у него три класса было – столько он успел закончить до того, как муж сестры ушел на фронт и погиб, и пришлось ему стать трем маленьким племянникам за няньку.

Но одарен он был разносторонне. Когда после войны его от колхоза отправляли в город продавать мясо и другие продукты, он в роли зазывалы моментально становился звездой базара, и все у него уходило влет прямо с воза.

А заведуя клубом, сам расписал задник, повторив картину Левитана «Осень». Матвей Васильевич Мучин, папин двоюродный брат (его мать и папина мама, наша рано умершая бабушка, были родными сестрами), говорил, что получилось у него здорово, и провисел этот задник долго.

В 18 лет папа перебрался в город, прослушался в хор Радиокомитета под руководством Галины Михайловны Кривошапко.

«Редкой души люди»

Фото из семейного архива.

– Где они с мамой познакомились, точно не знаю. Возможно, в театре, куда его взяли из хора, а возможно, на танцах. С подругами Мариной Посельской и Шурой Мохотчуновой (основательницей ансамбля «Сарыал») мама ходила на осуохай в парке, где в пору белых ночей пропадала вся молодежь. Но где бы то ни было, папа ее сразу приметил – она была очень веселая. И очень добрая.

Это у нее от родителей. Редкой души были люди. Не староверы ли, как думает наша двоюродная сестра. Может, и так. Что-то в них было такое – несуетное, и вера – от земли, от самых корней.

И ничто этой доброты поколебать не могло, хотя случалось всякое: пустят кого-нибудь пожить, а те их обокрадут. Но было и такое, что просто в голове не укладывается: мамин брат, маленький Толик, хотел на горшок – постояльцы его на улицу выставили, а ребенок уже простуженный был. Так и угас… А всего Кураповы – дед Павел и бабушка Шура – из семерых своих детей схоронили троих.

В поисках лучшей доли

– Дед был образованный, закончил Томский пединститут. Бабушка – неграмотная, но очень одаренная от природы. Как-то в детстве пошла она в лес по ягоды с односельчанками, и старуха-предводительница завела их в какую-то глухомань, а тайга там дремучая, сибирская.

Может, они никогда бы из нее и не выбрались, но когда маленькая Шура задремала, ей привиделась красивая женщина в красном сарафане, которая подошла и приветливо сказала: «Деточка, пойдем со мной». Проснувшись, она уже знала, куда надо идти, и вывела всех на дорогу.

В конце 1930-х они в поисках лучшей доли двинулись из той части Новосибирской области, которая, говорят, сейчас относится к Кемеровской, на Дальний Восток. Дед возглавил какое-то рыболовецкое предприятие или артель. Мама запомнила, как на морском берегу разделывали китов. Но жить там тогда было небезопасно. В Уссурийске на вокзале их ограбили: внезапно выключили в зале свет и обобрали до нитки. В общем, когда ей исполнилось пять лет, они тронулись в обратную сторону.

Где-то не доезжая до Байкала, они услышали, что дальше по Лене живут якуты – очень хорошие люди. Они сели на плот, поставили палатку и поплыли к хорошим людям. «Какая красота была вокруг!» – вспоминала мама. Зимовали в Бодайбо, Витиме, Токко. В Нерюктяе мама ходила в якутскую школу, там и выучила язык.

ГИТИС не дождался

– В конце концов осели они в Ленске, а мамина сестра поступила в Якутский культпросвет, вернее, музыкально-художественное училище. Потом там начала учиться и мама – в балетной студии. В то время у нее с подругами на троих было одно платье из американской мешковины – в этих мешках муку из США по ленд-лизу привозили – и в нем они по очереди бегали на танцы.

Училище тогда находилось на месте нынешней спортивной школы за 4-м магазином, и его студентами в то время были Афанасий Мунхалов, Захар Степанов. А в балетной студии преподавал любимый ученик Агриппины Вагановой Поль (как он сам себя называл) Михайлович Ходырев – талантливейший педагог, который, увы, не устоял перед зеленым змием.

Но школа у него была настоящая, вагановская, а маму как лучшую студентку хотели отправить в Москву, на балетмейстерский факультет ГИТИСа, целевое место давали, но папа ей сказал: «Как я тут без тебя пять лет буду?» И она никуда не поехала. Я уверена – уехав, обратно бы она уже не вернулась.

Помню, как они с папой обсуждали новые постановки, и она четко указывала, где затянуто, где что требует доработки. Режиссерское видение никуда не делось. Но она стала хранительницей домашнего очага, надежным папиным тылом, его убежищем от всех невзгод.

Чудесное спасение

С младшим сыном Константином во время его службы на Северном флоте. Фото из семейного архива.

– Сколько раз она его спасала – бывало, что и в прямом смысле слова. Расскажу один случай. У нас не было ни машины, ни дачи в городе, и на лето мы уезжали в родной папин район, в деревню Сырдах, где среди заброшенных домов жили несколько стариков.

И вот однажды пошли мы с мамой и братом по землянику, а папа остался с дедушкой, своим отцом, которому тогда было уже девяносто. Помню, дождь собирался, и мама сняла с папы резиновые сапоги – на взрослых у нас была только одна пара.

А по возвращении мы увидели – завалинка разрыта, из-за двери доносится сердитый дедушкин голос: «Ишь, чего удумал – в доме стрелять!»

Оказалось, папа, сидя возле старой радиолы, захотел сделать то ли погромче, то ли потише, коснулся регулятора, держась за спинку железной кровати, и тут ударила молния. Прямо в него, что дед и принял за выстрел. Если бы мама, уходя, не сняла с него эти сапоги…

А так он на одной ноге доковылял до завалинки, разрыл ее, сунул ногу в землю – и все вроде обошлось. Только носок обуглился.

Невыдуманные истории

– В Сырдахе рядом с нами жили две старушки, одна – мать Анастасии Варламовой, другая – мать владельца дома, где мы жили, Степанида Неустроева.

По вечерам они приходили к нам пить чай, и при свете керосиновой лампы Степанида рассказывала о местных силачах, легендарных личностях, гражданской войне, раскулачивании, голоде в Великую Отечественную. Тени от лампы падали на стену, а перед глазами, как наяву, разворачивались человеческие трагедии…

Сколько таких рассказов о пережитом папа слышал и в своих поездках по северу, где он один работал за целую гастрольную бригаду! После его выступления никто никуда не уходил – начинались разговоры, продолжавшиеся чуть не до утра.

Однажды его поразил рассказ слепого старика о том, как в юности тот случайно убил медвежонка, после чего его начал преследовать медведь – и подкараулил через много лет, когда он охотился с внуком. Подстерег, заломал, снял скальп – если бы не внук, не быть бы ему в живых. Мальчик переплыл на лодке через озеро, привел подмогу. Раны ему зашили, но зрение спасти не смогли.

Обо всем этом папа так хотел написать! Не успел. Много, очень много нереализованных задумок у него осталось. И все же несколько книг он выпустил. В Сырдахе, куда мы ездили с конца 1960-х, папа всегда писал – специально уходил в какой-нибудь заброшенный дом, чтобы его не отвлекали. В Харба-Атахе, куда мы стали ездить позже и ездим до сих пор, он построил небольшую дощатую беседку для тех же целей.

Приметная усадьба

– Кстати, неподалеку от Харба-Атаха находится усадьба Сергеевых, которые в трех поколениях были головами наслега! В огромном доме, который сейчас уходит в землю, в 1970-1980-е жили доярки фермы «Хаастаах». От мельницы остался только фундамент, заросший кустами смородины. Рядом – амбар, где хранилась мука.

Бревна были совершенно чистого желтого цвета, как промасленные. И гостевой дом имелся, ведь через эту усадьбу зимой из Усть-Алдана и Чурапчи проезжали все путники.

Сейчас туда опасно заглядывать – крыша провалилась, а мы в свое время с папой заходили. Какие огромные там были балки! Столбы тоже толстенные, шестигранные. Камелек таких размеров, что теленка можно было зажарить. Все огромное, как для богатыря. Восстановить бы эту усадьбу – целый комплекс получился бы.

Книжная душа

Стоят: Владимир, Оксана. Сидят: Нина Павловна, Костя, Гаврил Гаврилович. Фото из семейного архива.

– А для меня главным богатством в Сырдахе был шкаф с книгами – все очень хорошие издания, прекрасно оформленные. И подшивка журнала «Огонек». Вот там я себе зрение и испортила: когда темнело, выходила из дома, садилась на столб забора и дочитывала своего «Тома Сойера» при затухающей заре.

Папа всю жизнь мечтал о большой домашней библиотеке, но все деньги уходили на наше обучение.

В 1968 году для учебы в Ленинграде отобрали четверых: трех виолончелистов – двух девочек и мальчика, и меня, скрипачку. Должен был ехать и мой брат Володя, но сказали, что из одной семьи двоих нельзя. При этом девочки-виолончелистки, которые со мной поехали, были родными сестрами.

Владимир поступил туда позже, и родители платили за наш интернат по 44 рубля, включая летние месяцы, когда мы там не жили. Так что мечта о библиотеке для папы долгие годы была недостижима. Но позже он привозил книги изо всех поездок. Помню, как мама читала ему вслух Мережковского – «Христос и Антихрист». Потом они это обсуждали…

Как записывали «Нюргуна Боотура»

– Но здесь надо снова вернуться в 1968 год, потому что в том году папа приехал осенью в Ленинград записывать олонхо «Нюргун Боотур». Человек, не посвященный во все тонкости звукозаписи, даже представить себе не может, какой это титанический труд.

Когда я работала на радио с Галиной Михайловной Кривошапко, у нас тоже были записи, и я знаю, насколько чувствительные там микрофоны: малейший неосторожный вздох, шорох или, извините, урчание у кого-то в желудке – и все, начинай сначала. А у исполнителя еще и голос может «сесть» от напряжения. Папа же вдобавок сам сокращал текст, чтобы уложиться в хронометраж, и эти правки надо было держать в голове, сбиться – боже упаси!

Запись велась в хоровом училище имени Глинки, где до революции располагалась Придворная певческая капелла, рассчитанная на целый хор. Там все так устроено, чтобы подхватывать голоса и нести их вверх.

Но здесь слово должно было не улетучиваться в пространстве, а «компоноваться», и папа с Геннадием Павловичем Любимовым сами сооружали отражательные щиты, чтобы сфокусировать звук в нужном направлении, а после записи разбирали их и уносили со сцены – до следующей записи. И так целый месяц. Сейчас бы для такого сложнейшего проекта целую команду создали, а тогда – нет, все сами.

Чорон для Екатерины Фурцевой

С народным артистом СССР Лхасараном Линховоином. Фото из семейного архива.

– Но я тогда ничего этого не знала – мне десять лет было, я впервые в жизни уехала так далеко от дома, от мамы, а тут приехал папа! Помню, как мы гуляли с ним по осеннему Ленинграду, и стояла удивительная погода – теплая, ясная…

Позже, став председателем Якутского отделения ВТО – Всесоюзного театрального общества (ныне СТД, Союз театральных деятелей), папа старался совместить полезное с приятным: отправляя сценографов, балетмейстеров и других специалистов на стажировку в центр, он с особенным удовольствием давал направления тем, чьи дети уже учились там. Конечно, это был не единственный критерий при отборе и не определяющий, но ему было по-человечески приятно доставлять радость людям.

Надо сказать, что и работу нашего ВТО он оживил. А это была общественная нагрузка, зарплату за нее не платили. Зато, входя в секретариат ВТО, на одном из приемов в Москве они с народным артистом СССР Лхасараном Линховоином общались с министром Екатериной Фурцевой. Папа рассказывал, как Линховоин преподнес ей традиционный бурятский халат, а сам он – чорон.

Как председатель ВТО он побывал и на московском съезде Международного института театра, ныне не существующего, а тогда на него даже Франко Дзефирелли из Рима приехал. После съезда, рассказывал папа, кто-то из делегатов увез комплект пластинок «Нюргуна Боотура» в Ла Скала.

В центре внимания

– В 1992 году, когда заключали договор с Де Бирс, Михаил Ефимович Николаев лично пригласил на торжественную церемонию папу, Нину Чигиреву и Ивана Степанова. И папу там в прямом смысле слова завалили визитками. Да, он в любой обстановке оказывался в центре внимания. И этого ему простить не могли. Творческая ревность…

Он глубоко это переживал, но нам, детям, ничего не говорил. Только мама знала. «Гаврил Гаврилович, я очень удивлен, что у вас так много врагов. Даже не предполагал такого», – сказал ему однажды Михаил Ефимович. Это я от мамы услышала. Не от него. А лично он ни с кем не враждовал.

Устремленный в будущее

– Человек он был радушный, хлебосольный. Помню, летом в деревне к папе пешком пришел Рафаэль Багатайский, а папа на сенокосе был, и пришлось народному поэту до вечера его дожидаться. Дмитрий Федорович Ходулов приходил, ночевал. До сих пор перед глазами, как они о чем-то увлеченно говорят, удаляясь от нас. А Симон Федотов жил недалеко, в Суоле Байкалова, и они с драматургом Сеней Ермолаевым приезжали оттуда на велосипедах.

И в городе гости не переводились. Далан до полуночи сидел. Владимир Алексеевич Кондаков приходил – сначала пел арии, а потом перешел на русские народные песни. «Дубинушку» в его исполнении я хорошо запомнила.

Папа любил людей и делал все, чтобы увековечить память о тех, с кем его сводила судьба. В конце 1980-х, наверное, первым в республике провел вечер воспоминаний о Дарии Ларионовой: зал был полон, а я из оркестровой ямы смотрела на папу и слушала о том, что было живо в его сердце. Потом на телевидении записал передачу о Ходулове. О Екатерине Захаровой – с участием солистов нашего театра.

При этом он был устремлен в будущее. Преподавание в Якутском музыкальном колледже давало ему столько радости! Столько же, сколько и роли, которых с каждым годом становилось все меньше…

Помню, как он прибегал из училища, наскоро съедал тарелку поданного мамой супа и бежал в театр. Любой выход на сцену был счастьем для него – и для зрителей, которых он заряжал своей энергией и любовью к жизни.

Сейчас его дело продолжают его ученики. А мой сын носит его имя. И самое дорогое для него место на земле – наш старый дом в Харба-Атах, где он каждое лето проводил с бабушкой. Мы и сейчас туда ездим. Без этого никак. Вся сила – она оттуда.





Глава Якутии Айсен Николаев
Якутия

Айсен Николаев: Нас становится больше!


Реклама
The most beautiful beach towns with cheap living

A huge number of people around the world dream of one day breaking out of the daily routine




Москва

На заводах Желдорреммаша завершилось обучение методу QRQC


Глава Якутии Айсен Николаев

192,249 Pageviews
Mar. 08th - Apr. 08th
103news.net – это самые свежие новости из регионов и со всего мира в прямом эфире 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех языках мира без цензуры и предвзятости редактора. Не новости делают нас, а мы – делаем новости. Наши новости опубликованы живыми людьми в формате онлайн. Вы всегда можете добавить свои новости сиюминутно – здесь и прочитать их тут же и – сейчас в России, в Украине и в мире по темам в режиме 24/7 ежесекундно. А теперь ещё - регионы, Крым, Москва и Россия.

Moscow.media
Якутия

Айсен Николаев поздравил с Днем охотника в Якутии



103news.comмеждународная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "103 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 103news.com — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

103news.com — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Музыкальные новости

Александр Розенбаум

Александр Розенбаум зарегистрирует фразы из своих песен как товарные знаки



Реклама
Top 6 nutrition questions men should ask themselves after 40

To maintain health and remain full of energy, men will be helped by this


Спорт в Якутии

Алексей Смирнов – актер, которого, надеюсь, еще не забыли

В память о Владимире Жириновском в Якутии проведут конькобежный турнир

Призер Всероссийской олимпиады по китайскому языку учится в Якутске с 9 класса

Зимний сезон закрыли на горнолыжном спуске севера Приамурья


Даниил Медведев

Даниил Медведев победил Карена Хачанова в захватывающем матче за 2 часа 51 минуту



Новости Крыма на Sevpoisk.ru


Якутия

Врач центра общественного здоровья победила в конкурсе молодых медиков Якутии

Реклама
The most beautiful beach towns with cheap living

A huge number of people around the world dream of one day breaking out of the daily routine



Частные объявления в Якутске, в Якутии и в России



Реклама
  • ИП Попов А.П.
  • ИНН: 602715631406
Ревматолог: "8 апреля 2024 в г.Колумбус запущена квота"

Каждый человек с больными суставами имеет право получить...