Книжная культура – прошлое или будущее?
Сегодня, 27 мая, библиотекари всей страны отмечают Общероссийский день библиотек. Дата выбрана не случайно, именно в этот день 225 лет назад открылась первая государственная общедоступная библиотека – Императорская публичная библиотека, которая ныне известна, как Российская национальная библиотека. А спустя два века – в 1995 году праздник был официально закреплен указом президента страны. Таким образом, сегодня библиотекари отмечают не просто очередной профессиональный праздник, а сразу два юбилея: 225 лет со дня создания первой отечественной библиотеки и 25-летие Общероссийского дня библиотек.
Наверное, сейчас самое время вспомнить о том, что когда-то Советский Союз считался самой читающей страной в мире и рассмотреть существующие тенденции. Почему сейчас? Потому что цель существования библиотек – не просто быть, а быть посещаемыми читателями.
В 2017 году, согласно глобальному исследованию международного института маркетинговых и социальных исследований GfK, Российская Федерация по числу читающих заняла второе место, уступив Китаю. При этом под «читающими» подразумеваются те, кто читает хотя бы один раз в неделю. Таковых в России – 59 %. По другим исследованиям доля читающего населения страны составляет 57 %, однако здесь в расчет берутся уже читатели, которые «обращаются к книге раз в месяц». При этом эксперты отмечают, что, например, среднестатистический американец читает 12 книг в год, а россиянин – три. Также интересные данные опубликовала Компания Picodi, специализирующаяся на купонах и скидках в отечественных торговых точках. Чаще всего соотечественники предпочитают покупать книги – 55 % опрошенных, а библиотеки периодически посещает лишь 17 % респондентов. Примерно такая же цифра получена по результатам опроса пользователей Портала ТВОЛК. В библиотеки ходит 21 % от всего числа опрошенных, из них: 7 % – берут книги исключительно для детей, 1 % – посещает библиотечные мероприятия, но книги не читает.
Как оказалось, библиотеку можно посещать с разными целями. Однако наибольшее количество людей – более 61 % регулярно приходят в библиотеку именно за книгами для личного пользования.
По мнению Михаила Афанасьева, директора Публичной исторической библиотеки, литература стала центром русской культуры в XIX веке, а при советской власти это представление еще более усилилось:
– Для российского народа печатное слово было важным, а иногда и единственным каналом, откуда он мог черпать ту информацию, которая бы отвечала его потребностям. Но проходит время, изменяется ситуация, и центризм литературы уходит в песок. От нее остается несколько вещей. Во-первых, представление власти о том, что мир культуры должен оставаться прежним. Второе – представление у людей книжной культуры о том, что это должно быть так и поэтому семейное воспитание, семейная репродукция ценностей важна. Школьное образование и библиотечное дело – традиционалистские системы. В них благополучно сохраняется эта система ценностей.
Любовь Борусяк, автор исследования «Чтение современной молодежи», социолог, отмечает, интересные результаты очного опроса московских студентов:
– Ответы получила такие, будто они учились в 50-е, 70-е, 80-е годы. Это были те самые слова, которые мы с вами когда-то считали нужным произносить. Про вечность классики, про то, что классика не устаревает, что все, что надо знать о мире, есть в этой классике. При этом, конечно, большинство из них школьную программу целиком осилить не смогли и пробелы восполнять не собираются. В чем же причина? Отчасти семья еще продолжает транслировать ценность чтения вообще и классики в частности. Это происходит с совершенно утилитарными целями. Надо читать, чтобы грамотно писать. Чтобы хорошо окончить школу. Чтобы потом куда-то поступить.
– Все это дает те реликты, о которых говорила Любовь Борусяк, – комментирует ситуацию Михаил Афанасьев. – Когда молодые люди выдают тебе клише – они понимают, что это нужно так говорить.
С другой стороны, Любовь Борусяк отмечает, «что остаточные ценности русской интеллигенции, представление о том, что без чтения жизни не может быть» начали размываться:
– Зачастую на интернет-форумах, где обсуждают обычные житейские дела, женщины-матери переживают, что дети мало читают. Но некоторые уже несмело говорят – а вот муж-то мой не читает, но он человек чрезвычайно разносторонний и эрудированный! Стало быть, мужчинам уже начинают разрешать не читать. А женщинам – еще пока нет. Это все-таки больше женское занятие.
– Я помню, как один респондент, которого спросили, а что нового в чтении произошло, сказал: «Я узнал, что можно не читать». Подумайте, везде писали и говорили, что без чтения ты не можешь жить, а вдруг оказалось, что жить-то можно, – говорит Михаил Афанасьев.
Описанная ситуация происходила в 90 годах. Однако, как считает директор Исторической библиотеки, сейчас клише, что чтение – центр культуры, возвращается.
В последние годы в рамках нацпроекта «Культура» проводится повсеместная модернизация библиотек. За прошлый год новым оборудованием и мебелью были оснащены 134 российские библиотеки.
В Тамбовской области таких библиотек три, и в их числе две библиотеки Рассказовского района.
Еще 110 библиотек модернизируют в нынешнем году, и одна из них в Знаменском районе Тамбовской области.
Между тем опрос показал, что, например, 78 % пользователей Портала не посещают библиотеки вообще. Правда, при этом пяти процентам респондентов этого хотелось бы, но мешает нехватка времени.
Вот и выходит, что библиотеки у нас есть, но посещает их чуть более 20 % респондентов.
Евгения Рыкалова, маркетолог, эксперт российского книжного рынка, считает, что нежелание соотечественников читать связано с тем, что это занятие ассоциируется с трудом: «…читать = трудиться, это не отдых, ты должен правильно понимать, что именно ты прочитал». Такое восприятие прививается еще в школе, когда в рамках образовательной программы детей заставляют читать и анализировать сложные интеллектуальные произведения. «Программа насыщена классикой, а не жанровой литературой. Проблемами, а не эмоциями. Многословием и сложными конструкциями наших великих писателей. А сочинения с переосмыслением прочитанного забивают последние гвозди в крышку гроба с любовью к чтению», - пишет в своем блоге Евгения.