Никита Поляков: «Уже давно следовало попробовать силы в роли главного судьи»
Никита Поляков в интервью KHL.ru рассказал о том, как начал работать главным судьей, пояснил, как попал в главную российскую лигу из Белоруссии и вспомнил о хоккейном матче между Северной Кореей и Южной.
«Интересно, смогу ли унести груз ответственности, который лежит на главных судьях»
– Чем для вас примечателен нынешний чемпионат?
– Непредсказуемостью результатов. Невозможно предугадать итог любого матча. Интрига в КХЛ растет с каждым годом. И вот, похоже, этот процесс выходит на пик.
– Вы часто судите матчи с участием «Шанхайских Драконов». Совпадение?
– Здесь дело, в первую очередь, в логистике. Она имеет очень важное значение при составлении графика работы судей. А вообще мне нравится судить «Драконов». Интересная команда, которая после коренной реконструкции в первый же год представляет серьезную силу.
– Вне льда у «Драконов» принципиальное соперничество со СКА. Как было на площадке в той игре, которую судили вы?
– Вроде бы да, питерское дерби, но на льду все было спокойно. Обычный матч. Команды судьям в тот вечер особых хлопот не доставили. Что касается всяких медийных войнушек и прочих неигровых моментов, то, думаю, это только играет в плюс и лиге, и клубам, так как вызывает повышенное внимание общественности, приковывает интерес к КХЛ и хоккею.
– Как заполнили паузу, вызванную Кубком Первого канала?
– Проводил тренировки, работал в Белоруссии на юниорских и юношеских соревнованиях. Так что как таковой паузы лично у меня, по сути, и не было. Готовился к дальнейшим матчам чемпионата КХЛ. Вообще я считаю, что чем меньше перерывов, тем лучше. Нравится находиться в тонусе и идти от игры к игре. Здорово, что теперь чемпионат идет на месяц дольше. У меня давно были мысли, что хоккея должно быть больше, а летний перерыв стоит сократить. Хорошо, что в итоге к этому пришли. А то было странно видеть, когда команды, не попавшие в плей-офф, заканчивали играть в конце февраля.
– То, что вы живете в Гомеле, доставляет сложности при перелетах и переездах?
– Небольшие трудности есть. Получается, что порой я сначала добираюсь до Минска и только оттуда выезжаю к месту проведения матча. Впрочем, почти каждый день из Гомеля есть рейс в Москву. Иногда мне везет - дальнейшая логистика позволяет мне улететь этим самолетом. Но так или иначе, здесь нет ничего страшного. Я давно привык к существующим условиям.
– С этого сезона вы работаете не только линейным в КХЛ, но и главным в МХЛ. Как начался процесс перехода?
– Я давно задумывался над переходом. И так получилось, что в прошлое межсезонье с таким предложением выступило руководство. Я согласился. Все нравится. Я доволен. Уже давно следовало попробовать силы в новой роли. Надеюсь, в этом амплуа у меня получится работать как минимум не хуже, чем линейным.
– Многие лайнсмены говорят, что сначала хотели бы добиться максимального результата в качестве линейных – отсудить финал Кубка Гагарина, взять «Золотой свисток» – а уже потом переходить в главные. У вас таких мыслей не было?
– Были. Тоже хотелось добиться максимального результата линейным. Но есть и обратная сторона медали – время идет, годы бегут. Можно пройти точку невозврата. Кто знает, что будет через год или два? Может быть, уже и не захочется. А, может, не позволят обстоятельства. Может быть, руководство уже не увидит меня в этой роли. А сейчас и возраст подходящий, и опыт есть, и желание, и предложение последовало. Можно сказать – все сошлось. Поэтому сейчас, безусловно, стоило принять решение о переходе. Плюс к этому – аппетит приходит во время еды. Когда-то я просто стремился попасть в КХЛ. А сейчас уже хочется работать главным.
– В какие сроки планируете завершить переход и начать судить главным в КХЛ?
– Конечно, я думал над этим вопросом перед тем, как решиться на переход. Но пусть мои мысли по поводу временного интервала, необходимого для этого пути, останутся со мной. Безусловно, хотелось бы приступить к работе в КХЛ в новом качестве как можно скорее. Но это зависит от многих факторов.
– Чем именно вас привлекает работа главным судьей?
– Все-таки именно главный ведет и контролирует всю игру. Ключевые решения за ним. И, соответственно, именно на нем лежит большая ответственность, по сути, он несет ее за всю бригаду. Мне хочется попробовать окунуться во все это, почувствовать на себе. Интересно узнать, смогу ли унести этот груз ответственности? Пока вроде бы получается.
«Решение уйти в судейство – одно из самых правильных в моей жизни»
– Вы начинали играть в хоккей в Гомеле?
– Да, в местной спортивной школе. Когда мне исполнилось шесть лет, у нас в городе как раз открылся дворец спорта. Вот родители и отдали меня в секцию хоккея – чтобы рос крепким, здоровым. В 2016 году я закончил обучение, но продолжить карьеру помешала травма и долгое восстановление. Тогда же мне впервые предложили перейти в судейство. Однако я отказался. Решил сосредоточиться на учебе. Сначала учился в колледже, затем поступил в Гомельский государственный технический университет на инженера-конструктора. Однако через два года, когда мне исполнилось 18 лет, тот же самый человек Николай Федорович Шаповалов опять предложил поработать арбитром и вот тогда мне захотелось попробовать. Через полтора года я дебютировал на профессиональном уровне в Белоруссии, а дальше дорога привела меня в КХЛ.
– Что изменилось в вашем представлении за два года?
– Думаю, что поначалу я ответил отказом, так как с момента завершения карьеры прошло слишком мало времени. Все-таки мы, игроки, воспринимали в качестве оппонентов не только соперников, но и судей (смеется). Да и обидно было уходить из-за травмы. В то время о хоккее не очень-то хотелось вспоминать. Но через два года повзрослел. Время сгладило «острые углы». И я решил попробовать. Сейчас могу сказать, что то решение – одно из самых правильных в моей жизни. Я хочу и дальше развиваться в этой профессии.
– Как попали в КХЛ из Белоруссии?
– В 2021 году на сбор судей КХЛ пригласили пятерых стажеров из Белоруссии. В их числе был и я. Так получилось, что по итогу тренировок и тестов мне доверили провести контрольный матч, а после его окончания, посмотрев в деле, предложили сотрудничество. Свою первую официальную игру в КХЛ провел в Нижнем Новгороде. Работал вместе с Торнике Кучавой, Александром Сергеевым и Сергеем Юдаковым. Все было незабываемо. Впечатлений – огромное количество. Главное – я попал туда, куда мечтал. И, главное, в матче не было ошибок. Так что дебют удался. Вообще у меня по ходу всей карьеры все складывается спокойно. Да и вообще я человек, который не поддается эмоциям. Поэтому даже если что-то негативное и случает, сразу выбрасываю из головы. Произошло и произошло. Мне кажется, для судей это важно.
– Вас из Белоруссии взяли сразу в КХЛ? То есть вы не работали ни в МХЛ, ни в ВХЛ?
– Я работал в МХЛ на домашних матчах белорусских команд в сезоне 2015-2016. Также судил чемпионаты мира в низших дивизионах. Это тоже большой и интересный опыт. В последний раз обслуживал игры мирового первенства в 2021 году – это был турнир среди юниоров в Техасе. Там как раз познакомился с арбитрами КХЛ Романом Славиковским и Сергеем Юдаковым. А уже через пару месяцев меня пригласили на сборы судей главной российской лиги.
– Чемпионаты мира в низших дивизионах часто дарили нашим коллегам забавные истории. Какую самую экзотическую команду судили вы?
– Здесь, наверное, вспомню свое первое мировое первенство - U18, дивизион 2А в Южной Корее. Впечатлили японцы. Как ни странно, но они продемонстрировали очень хорошее катание. Конечно, с нашими хоккеистами их не сравнить. Но на фоне других сборных на том турнире в этом аспекте они выделялись. Я даже удивился.
А еще параллельно в том же месте проходил женский чемпионат мира и в его рамках была сыграна очень редкая встреча между Северной Кореей и Южной. Вокруг северокорейской команды было очень много людей в черном, но сама встреча прошла дружелюбно, после ее окончания девушки сделали совместное фото.
– В плей-офф прошлого сезона вы дошли до четвертьфинала. Думали о том, что можете выйти в полуфинал?
– Безусловно, такие мысли посещали. Присутствовало и огромное желание шагнуть в 1/2 финала. Но чего-то не хватило. Здесь руководству виднее. Оно оценивает нашу работу максимально объективно. Дальше идут самые достойные. А мне нужно сделать выводы и двигаться дальше. Конечно, в этом сезоне буду стараться пройти как можно дальше, подобраться к финалу как можно ближе. В принципе, такую задачу ставят все судьи. Но как все сложится в действительности сказать трудно. Плей-офф такая вещь – одна ошибка, одна случайность и можно сойти с дистанции.
– Как обстоит дело с судейскими кадрами в Белоруссии? Есть арбитры, которые помимо вас и Максима Сидоренко могли бы работать в КХЛ?
– В Белоруссии есть перспективные судьи, которые имеют большое желание пробиться в КХЛ и обладают хорошим уровнем мастерства. В то же время мне тяжело объективно и всесторонне оценить их работу, так как я не очень часто вижу ребят в деле. Но если у них появится шанс проявиться себя, надеюсь, они им воспользуются.
Досье
Никита Поляков
Родился 9 июля 1995 года в Гомеле (Белоруссия)
Карьера арбитра: матчи КХЛ в качестве лайнсмена судит с 2021 года. В общей сложности провел более 170 игр. С 2025-го также работает главным рефери в МХЛ.
