Свет горит круглосуточно: как живут пожизненно заключенные в «Черном дельфине»
В «Черном дельфине» отбывают наказание самые опасные преступники России. Чем известна колония и в каких условиях содержатся заключенные — в материале «Вечерней Москвы».
Каторжники, бунтари, дезертиры
Исправительная колония «Черный дельфин» находится в городе Соль-Илецке Оренбургской области. До своего современного названия она именовалась Илецкий острог, «Соль-Илецкая тюрьма УНКВД № 2 для содержания подследственных» и «Учреждение ЮК-25».
Свою историю колония ведет еще со времен Екатерины II. В XVIII веке Илецкий острог был тюрьмой для каторжников, которые работали на местных соляных промыслах. Его также использовали для этапирования заключенных в другие места лишения свободы.
Илецкий острог был захвачен и разгромлен в 1774 году, когда его штурмом взял соратник предводителя Крестьянской войны 1773–1775 годов Емельяна Пугачева. Но вскоре мятежника разгромили и казнили. Тогда в Оренбуржье осталось еще много бунтарей, и пересылать их к другим местам заключения было проблематично. Решением стал Илецкий острог, в котором участников Пугачевского бунта лишили свободы. Заключенные продолжили работы на солеломнях, которые, как и тюрьма и особая полиция, стали подчиняться напрямую правлению соляных промыслов.
Спустя более чем сто лет, в 1893 году, заключенным разрешили шить одежду, обувь и заниматься земледелием, а также выжигать алебастр для штукатурки зданий. Они перестали добывать соль. На базе Илецкой каторжной тюрьмы было основано исправительное арестантское отделение вместимостью до 400 человек.
Самые строгие тюрьмы России: «Черный дельфин», «Снежинка», «Полярная сова»
После Октябрьской революции в 1917 году на месте Илецкого острога открыли Илецкий концентрационный лагерь. Его заключенными становились дезертиры, бывшие белогвардейцы и их соратники. В 1942 году в нынешнем «Черном дельфине» содержались подследственные НКВД. Затем тюрьма попала под юрисдикцию МВД, а в 1965 колония стала больницей для осужденных с открытой формой туберкулеза.
Нынешний статус исправительной колонии особого режима тюрьма в Соль-Илецке получила после введения моратория на смертную казнь в 1996 году. Заключенные, которые были приговорены к лишению жизни, получили пожизненные сроки. С начала 2000-х годов в «Черном дельфине» отбывают наказание самые опасные преступники России.
Кстати, один из них, Владимир Криштопа, фактически и «подарил» колонии неофициальное название: убийца и насильник вместе с другими заключенными изготовил скульптуру дельфина в технике папье-маше. Фигура так понравилась начальству, что ее установили во дворе колонии и превратили в фонтан. Теперь скульптура является неофициальным символом ИК-6, от которой произошло и ее «народное» название.
Как живут заключенные в «Черном дельфине»
В состав ИК-6 входят два трехэтажных корпуса, в которых содержат около 900 заключенных. Это делает «Черный дельфин» самой большой тюрьмой особого режима в России. В каждой камере могут находиться три–четыре человека. Кроме того, для нарушителей порядка есть карцеры. Заключенным нельзя садиться на кровать в течение дня, а свет в камере горит круглосуточно. Ночью допускается только приглушение освещения. Накрываться одеялом с головой тоже запрещено: в колонии это считают дисциплинарным нарушением. Под запретом и курение. За каждым движением заключенных круглосуточно следят через видеонаблюдение.
- День в «Черном дельфине» начинается в 6 часов утра. До 7 часов заключенные заправляют спальные места, завтракают и проводят зарядку. После — начинается утренняя проверка.
- С 9 утра заключенные заступают на работу и трудятся до 17:00 (с перерывом на обед).
- С 17 до 22 часов предусмотрены прогулка (в специальной камере с решеткой вместо потолка), ужин и свободное время, а в 22:00 наступает отбой.
Заключенные работают на швейном и обувном производстве, на предприятиях по дерево- и металлообработке, в малярной мастерской, изготавливают молочную и колбасную продукцию, мебель и сувениры. Последние нужны для туристов, которые летом приезжают в Соль-Илецк отдохнуть на озерах с высокой концентрацией минеральных веществ в воде.
Отдельные арестанты, которые отбывают срок в «Черном дельфине» на строгом режиме, за примерное поведение могут перейти в местную колонию-поселение, где трудятся в подсобном хозяйстве — работают на огороде, пасут скот и заготавливают продукты, которые в дальнейшем поступают в ИК-6. Из них готовят еду арестантам, которые могут довольствоваться прогулкой лишь в специальной камере.
После завершения рабочего дня заключенные могут послушать радио или посмотреть телевизор (если они продемонстрировали примерное поведение и добились успехов в труде). Передачи по ТВ — без насилия и рекламных пауз: за этим строго следит тюремное начальство. Кроме того, арестанты могут почитать книги и газеты.
За примерное поведение или через длительное время после начала отбывания наказания можно получить свидания с близкими и дополнительную прогулку. В колонии также можно пожениться и встречаться с супругами в комнатах для длительных свиданий. Есть в ИК-6 и свой храм, который расписал убийца Алексей Рыжанков.
Готов признаться еще в 11 убийствах: история битцевского маньяка Пичушкина
Зарплату, полученную за труд, направляют заключенным на лицевой счет. Из этих средств высчитываются платежи за коммунальные услуги и отчисления по искам пострадавших. Остаток денег можно отправить родственникам или потратить на покупки в местном магазине.
Печально известные заключенные
В «Черном дельфине» отбывают сроки преступники, чьи преступления прогремели на всю страну. В их числе:
- Ильназ Галявиев — массовое убийство в казанской гимназии: погибли семеро детей, учительница и еще одна женщина, 23 человека пострадали;
- Иса Зайнудинов — один из исполнителей подрыва жилого дома в Дагестане: погибли 64 человека;
- Олег Костарев — подрывник самодельной бомбы на Черкизовском рынке в Москве: погибли 14 человек;
- Владимир Муханкин — убил восьмерых человек: заявлял, что хотел превзойти маньяка Андрея Чикатило;
- Олег Рыльков («Тольяттинский потрошитель») — 12 доказанных убийств, несколько десятков изнасилований.
Другая тюрьма, в которой содержатся пожизненно заключенные, — ИК-18, прозванная в народе «Полярной совой». В ней, к примеру, отбывает свое наказание «Битцевский маньяк» Александр Пичушкин, мать которого недавно подала жалобу в суд: по словам женщины, она не может навещать сына, потому что колония находится за полярным кругом. Что известно о колонии «Полярная сова» — в материале «Вечерней Москвы».
