Пять лет за «скейтера без ног» и диалог с Иисусом: как выносили приговор комику Останину
В Москве поставлена точка в громком уголовном деле стендапера, который пошутил про «скейтера без ног» в метро. После разразившегося скандала и доносов комик пытался бежать через Белоруссию, где его избили и вернули в Россию. Теперь мужчине предстоит провести 5 лет и 9 месяцев в колонии. Как юморист со смехом выслушал свой приговор и что пожелал на прощание судье — в репортаже «Газеты.Ru».
«Пошутил про ветерана какой-то войны»
«Человека хотят на шесть лет посадить за шутки», — так вкратце дело комика Артемия Останина пересказывает одна из журналисток в коридоре Мещанского районного суда Москвы.
Дело резонансное, коридор заполнен репортерами с камерами и микрофонами. Сегодня Останину должны объявить приговор за две шутки: про инвалида-ветерана и про Иисуса Христа. Изначально внимание властей привлекла именно первая.
«Этот стендапер пошутил про инвалида-ветерана СВО», — уточняет любопытным слушателям у зала заседаний корреспондентка.
«Да какой он ветеран!» — возмущается другая.
«Так Останин сказал, что он подорвался на мине и стал инвалидом. Может, конечно, это ветеран Афгана или Чечни. Пошутил про ветерана какой-то войны», — миролюбиво замечает первая.
«Да какая мина, это комик просто пошутил, это его профессиональная деятельность», — гнет свою линию вторая.
«Про ветерана» Останин пошутил в начале 2025 года. В юмористическом шоу он рассказал, как в метро на него наехал «скейтер без ног». Останин сделал инвалиду замечание и попросил «не гонять». Проходившая мимо пожилая женщина, услышав это, назвала Останина «хамлом».
«А [какого черта] я хамло в этой ситуации? — возмутился стендапер во время своего выступления. — «Просто чувак на мине подорвался, решил угла в метро дать, а я хамло».
Видеозапись с шуткой заметили активисты и написали на Останина жалобу, после чего он пытался сбежать через Белоруссию. В марте 2025-го его задержали местные силовики и передали России. Позже в своем последнем слове в московском суде комик заявил, что перед этим в Белоруссии его били и пытали.
«Меня выкрали из Минска, по дороге до Смоленска в лесу избили, напитали током, пытались зарезать. Следователь запретил мне воспользоваться медицинской помощью», — описал стендапер.
Фото избитого Останина после его передачи России публиковала в своем канале известная правозащитница Ева Меркачева.
«При этом он подчеркнул, что российские власти его не трогали, физическую силу не применяли, в этой части он претензий не имеет», — указала тогда Меркачева.
В МВД Белоруссии опровергли информацию об избиении юмориста и заявили, что «какой-либо физической силы и иных недозволенных методов к нему не применялось».
После доносов и общественного резонанса Останин заявил, что шутка не касается участников СВО, а после задержания публично, на камеру следователей принес свои «искренние, человеческие извинения за шутку». Однако это уже ничего не изменило. В России его отправили в СИЗО, где с 19 марта 2025-го артист остается до сих пор.
Мужчину обвинили в разжигании ненависти и унижении человеческого достоинства (ч. 2 п. «в» ст. 282) за «враждебные комментарии в отношении людей, получивших увечья и утративших трудоспособность».
Кроме того, после задержания следствие нашло еще одну крамольную шутку в репертуаре Останина — про его воображаемый диалог с Иисусом.
«Я обратился к Иисусу, и тот мне ответил, прикиньте, мы сели, чего-то выпили… Он сказал: «Я вот информацию людям принес. А они что со мной сделали? Распяли меня. А что было до? Распитие чаши. Сушит после тусовки», — сказал стендапер во время одного из своих выступлений весной того же 2025-го, видео с концерта также выложили в интернет.
За это Останина обвинили в оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК). Вдобавок, летом 2025-го комика внесли в перечень террористов и экстремистов.
«Думать головой все-таки надо, где ты живешь и что ты говоришь. И я тоже, например, верующий человек, а про инвалидов его слова вообще кошмар. Хотя я, конечно, не считаю, что за это надо сажать», — резюмирует мнение части собравшихся в суде одна из журналисток. «Может, штраф и принудительные работы могли бы за такое назначать. С другой стороны, таким никого не испугаешь», — задумчиво добавляет она.
Прокуратура попросила отправить комика в колонию общего режима на пять лет и 11 месяцев. Останин в суде назвал это «почти самым людоедским сроком, который был возможен». Свою вину он не признал.
«Я не преступник, я стендап-комик», — такими словами он закончил свое последнее слово.
«Земля вашей судебной практике»
Несмотря на грозящий срок, в суде перед приговором Останин много улыбается и дурачится в «клетке» для обвиняемых, словно на сцене. Выглядит он также неформально — черное с розовым худи с большой надписью «Бесы», отросшая борода. В ожидании прихода судьи безостановочно качается с ноги на ногу и переговаривается со своей группой поддержки.
Среди пришедших его поддержать — невеста, которой комик сделал предложение прямо на одном из судебных заседаний. Между собой в коридоре перед приговором они обсуждали, что надеются «хотя бы на три года» наказания.
Останин с улыбкой показывает невесте и друзьям рокерскую «козу» из пальцев, высовывает язык, называет кого-то «обосранными».
«Я борюсь», — в какой-то момент громко говорит стендапер своей части зала.
Затем он переключается на работающих в зале репортеров.
«У коллег те же фото встретишь потом, че ты ходишь», — пренебрежительно обращается комик к одной из девушек-операторов, которая пытается найти ракурс для съемки.
«Дайте девочке сзади тумбочку, ей тяжело телефон держать, или подсадите ее на спину, че вы, коллеги», — переключается он на других.
Когда кто-то из толпы тихо спрашивает у его адвоката, где тот будет стоять во время оглашения приговора, комик резко осаждает интересующегося:
«Давайте вы свою работу будете делать, а не указывать адвокату, что ему делать».
Ответить юмористу репортеры не могут — иначе их сразу выгонят из зала, о чем несколько раз предупреждает пресс-служба суда. Один из приставов настойчиво просит всех «не производить в зале никаких выкриков и лозунгов». Самого стендапера никто не осаждает.
После долгого ожидания судья Олеся Менделеева наконец выходит в зал.
«Окончательно назначить Останину наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 9 месяцев с отбыванием в колонии общего режима», — раздельно читает она.
Также комику назначают штраф в размере 300 тыс. руб.
Сам Останин перебивает оглашение приговора смехом и удивленными возгласами. Особенно громко он смеется на части про свой срок, заглушая голос судьи.
«Останин, понятен вам приговор?» — уточняет Менделеева.
«Земля вам, вашей судебной практике!» — отвечает он.
«Понятен приговор вам?» — раздраженно и громче переспрашивает судья.
«Нет, не понятен», — яростно возражает Останин.
Судья начинает раздельно повторять размер срока, на что комик снова перебивает ее со словами:
«Для невиновного человека, большое спасибо».
«Значит, вам понятно», — делает вывод судья, после чего приставы выгоняют всех из зала.
«Мы завтра придем!» — успевают пообещать друзья остающемся в «клетке» юмористу.
Стендапер слушал приговор в худи с надписью «Бесы»
Суд в Москве вынес приговор стендап-комику Артемию Останину (внесен в России в перечень террористов и экстремистов) по обвинению в том, что в рамках двух своих выступлений он оскорбил инвалидов и верующих. Его приговорили к пяти годам и девяти месяцам колонии общего режима. Также ему назначен штраф в размере 300 тысяч рублей.Останина признали виновным по статьям 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») УК РФ. Вину подсудимый не признал.
По версии следствия, в марте 2025 года комик в развлекательном заведении выступил со стендапом, содержащим оскорбления чувств верующих. Еще через неделю он, как полагает следствие, публично унизил людей с увечьями, угрожая насилием. Видеозаписи обоих выступлений были размещены в интернете.
Останин в последнем слове просил суд оправдать его
Сам Останин в последнем слове просил суд оправдать его по делу об экстремизме. По данным Telegram-канала «Осторожно, новости», на заседании он заявил, что может согласиться с обвинением по статье об оскорблении чувств верующих, если следствие смогло доказать этот эпизод.
«Я не преступник, я стендап-комик и законопослушный гражданин», — сказал он. Юморист отметил, что до сих пор находится в тюрьме, несмотря на то, что следствие доказало отсутствие состава преступления по статье о возбуждении ненависти или вражды и унижении человеческого достоинства.
Комик пошутил над инвалидом, встретившимся ему в переходе
В марте 2025 года сообщалось, что Останин пошутил над инвалидом, встретившимся ему в переходе. Во время выступления он назвал инвалида без ног, передвигающегося на скейте, «культяпковозкой».
В ходе концерта стендапер рассказал, что в метро ему наехали на ногу. «Я ничего лучше не нашел, чем наклониться к нему и сказать: "Ну не гоняй ты так сильно"», — рассказал Останин. По его словам, после этого его поругала пожилая женщина и назвала хамлом. «А с *** (почему) я хамло в этой ситуации? Меня сбили. Я смотрю на это и думаю: "Просто чувак **** (идиот), на мине подорвался"», — заключил комик.
Второй эпизод — об оскорблении чувств верующих — связан с выступлением комика 7 марта 2025 года в Москве на Садовой-Черногрязской улице. Останин философствовал, упоминая Иисуса. Как считает сторона обвинения, действия подсудимого выражали «явное неуважение к обществу», содержали «глумление, осмеяние и десакрализацию» ключевой фигуры христианства и потому должны квалифицироваться как «оскорбление религиозных чувств верующих». При этом, как говорится в деле, комик создал организованную группу для продвижения своих выступлений и достижения наибольшей популярности.
Останин слушал приговор в худи с надписью «Бесы»
Пресс-служба московской прокуратуры заблюрила слово «Бесы» на толстовке Останина. На это обратил внимание Telegram-канал «Осторожно, новости».
Фотография с заблюренной надписью появилась в официальном релизе ведомства о приговоре Останину. Отмечается, что в других публикациях слова и логотипы обычно не скрываются.
В СПЧ приговор Останину назвали слишком суровым
Член Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева, в свою очередь, заявила, что приговор Останину в пять лет и девять месяцев колонии общего режима слишком суровый. По мнению Меркачевой, комику достаточно было назначить обязательные или принудительные работы, например, отправить его трудиться санитаром в госпиталь для раненых.
Также известно, что для рассмотрения дела судье потребовалось всего четыре заседания. В прениях прокурор запросила комику 5 лет 11 месяцев колонии. Адвокат Михаил Мещереков просил оправдать своего подзащитного. Процесс над ним он назвал «морализаторством, которое дошло до того, что сначала человек был избит, а теперь уже год сидит в тюрьме».
Останин извинился перед теми, кого могли оскорбить его шутки, однако пояснил, что все равно считает себя невиновным.
