Пока Украина скачет: как идет импортозамещение в российской глубинке
Программа импортозамещения, принятая правительством России, имеет не только отраслевое, но и региональное измерение. Корреспондент Федерального агентства новостей побывал в Орловской области, чтобы выяснить, какие достижения, проблемы и перспективы на этом направлении есть в этом далеко не самом крупном (63-е место по численности населения) и не слишком «передовом» (62-е место в рейтинге социально-экономического развития) регионе нашей страны.
Работать вместо незалежной
Избранный полтора года назад губернатором Орловской области коммунист Вадим Потомский излучает уверенность и оптимизм: «Идея импортозамещения мне очень нравится. Орловская область обязательно будет участвовать в программах, направленных на сокращение импорта. Нам есть, что предложить, в том числе и инновационные продукты».
И это не пустые слова. Так, на базе Болховского завода полупроводниковых приборов, снабжающего комплектующими свыше 300 российских и зарубежных предприятий, планируется создать специальный кластер развития полупроводниковых систем. В состав кластера также должно войти ОАО «Протон», расположенное в областном центре, которое является ведущим отечественным производителем диодных осветительных приборов, позволяющих намного эффективнее преобразовывать электрическую энергию в световую.
Производство светодиодов, наряду с клеточными и нанотехнологиями, называют одним из фундаментов нового технологического уклада, идущего на смену нынешнему производству, основанному на информационных технологиях. Важно, что это — производство полного цикла, «от кристалла до лампы», развитие которого не потребует освоения дополнительных технологий.
ОАО «Ливгидромаш», входящее в международную GMS Group, к концу года намерено завершить локализацию производства украинского «Насосэнергомаш» и немецкого Apollo Goessnitz GmbH стоимостью 2,5 млрд рублей. Новые производственные мощности планируется загрузить заказами на насосы для АЭС в Китае и для международных нефтегазовых проектов в Ираке.
Кризис? Держимся!
По итогам 2015 года ощутимый прогресс отмечается в сфере замещения продовольственного импорта. Государственная поддержка агропромышленного сектора составила 2,733 млрд рублей: 2,51 млрд рублей выделено из средств федерального и 223 млн рублей — из средств областного бюджета. При этом стоимость валовой продукции сельского хозяйства достигла 58,5 млрд рублей, или 101,9% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. Прибавка вроде бы невелика, чуть более 1 млрд рублей, но сделанные инвестиции должны окупиться уже в нынешнем году, а суммарный положительный эффект от них оценивается в 7 млрд рублей до 2020 года. Предприятиями отрасли приобретено около 500 единиц техники, в том числе 88 тракторов, 75 комбайнов, а также другого сельскохозяйственного оборудования на сумму более миллиарда рублей.
Численность поголовья крупного рогатого скота в области увеличилась за прошедший год на 12% и достигла 130 тысяч голов, при этом производство мяса всех категорий составило 117 тысяч тонн (в 2014 году – 115,4 тысячи тонн). Однако, несмотря на значительный уровень господдержки и повышение средних удоев, производство молока в области снизилось со 193,3 до 181,5 тыс. тонн. Производители связывают такое падение прежде всего с низкими закупочными ценами и гигантскими «накрутками» на пути этого «эликсира здоровья» от коровы до прилавка.
Так, филиал компании «Юнимилк» (группа Danon) в Орловской области, ОАО «Молочный комбинат «Орловский», поднял закупочные цены на 16% только в августе 2015 года. Сегодня цена закупки ниже 20 рублей за литр, отпускная оптовая цена литровой бутылки молока жирностью 3,2% — 36 рублей, а в магазинах оно продается от 60 рублей и выше… Для сравнения: закупочная цена попавшего под российские контрсанкции латвийского сырого молока, производимого «себе в убыток», составляет сегодня 23 евроцента за литр — практически те же 19 рублей. Кто же и когда ввел санкции против орловского, да и другого отечественного молока в России?
Рост без помощи Центра
На орловском машиностроительном заводе имени Медведева — вернее, в выделившемся из него АО, созданном группой инженеров и рабочих, создан и запущен в производство целый спектр навесного сельскохозяйственного оборудования, по эффективности превосходящего зарубежные и отечественные аналоги. Но ни копейки господдержки или льготных кредитов на расширение своего производства орловские «левши» не получили.
Упомянутый выше проект «полупроводникового» кластера вот уже полтора года то ли разрабатывается, то ли мурыжится на уровне заинтересованных федеральных министерств. Запланированную к открытию еще в прошлом году ОЭСЗ на территории области ценой неимоверных усилий, возможно, удастся открыть только нынешним летом — к 450-летию Орла.
Вывод из всего обилия информации, полученной от разных источников в области и в Москве, в целом, можно сформулировать так: имеющийся потенциал импортозамещения до сих пор не задействован не то что на половину — даже на треть. Впечатление таково, что в экономическом блоке правительства ничего не хотят менять, в глубине души продолжая надеяться на снятие с России западных санкций и возвращение высоких цен на энергоносители, когда за «нефтедоллары» на внешнем рынке можно было купить все необходимое и этим импортом заткнуть любые внутренние дыры. Если же пересмотреть эту политику и хотя бы немного помочь регионам — уже начавшееся по всей России импортозамещение превзойдет самые смелые прогнозы…
Александр Маслов