Александр Пархоменко – революционер, «герой гражданской войны» и дебошир, приговорённый к расстрелу
100 лет назад, 3 января 1921 года в бою с махновцами погиб легендарный начдив 14-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии Александр Пархоменко
Официальная биография этого человека, возведённого после гибели в ранг «выдающихся героев Гражданской войны», полна лакун и белых пятен. Доподлинно известно, что родился Александр Яковлевич Пархоменко в 1886 году в крестьянской семье в селе Макаров Яр Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (ныне — Пархоменко Краснодонский р-н Луганской Народной Республики). С 13 лет он работал на Луганском паровозостроительном заводе Гартмана, где в 1904 вступил в ряды РСДРП(б). Там же Пархоменко познакомился с лидером луганских большевиков Климентом Ворошиловым, дружба с которым в значительной мере определила его дальнейшую судьбу. Был организатором и участником целого ряда рабочих забастовок. Во время революции 1905 года формировал боевые дружины, принимавшие участие в столкновениях с полицейскими и царскими войсками.
Большевик, которому протежировала царская охранка
Летом 1906 года по заданию Луганского комитета партии большевиков Пархоменко организовывал крестьянское выступление в родном селе Макаров Яр, после подавления которого был арестован. Однако в заключении наш герой пробыл недолго. Вскоре его освободили, оставив под надзором полиции. Через некоторое время Пархоменко обманным путём удалось ускользнуть от надзора и перейти на нелегальное положение и перебраться в Крым.
В сентябре 1909 года во время нелегального собрания большевиков под Севастополем он снова был арестован и этапирован в Луганскую тюрьму. Однако «кровавый» царский режим вновь проявил гуманизм по отношению к своим непримиримым противникам из числа сторонников Ленина, и уже менее чем через два года Пархоменко оказался на свободе и вновь включился в революционную борьбу. Уже в 1912 году он организовал забастовку рабочих Луганского патронного завода, куда, несмотря на политическую неблагонадёжность, устроился шлифовальщиком. После начала Первой мировой войны Пархоменко вёл большевистскую пропаганду среди рабочих Луганска, агитируя против войны и самодержавия, как говорится в одной из его официальных биографий. Примечательно, что в полиции и жандармерии были прекрасно осведомлены о деятельности Пархоменко и его товарищей. Так, в октябре 1914 года на стол начальника Екатеринославского жандармского управления легло донесение о том, что Пархоменко «ведёт агитацию среди рабочих завода, призванных из запаса и ополчения». Однако никаких репрессивных мер в отношении нарушителей общественного спокойствия предпринято не было (непрозрачный намёк на возможное сотрудничество с охранкой).
Лишь в июле 1916 года после масштабной забастовки рабочих луганских заводов, одним из организаторов которой выступил Александр Пархоменко, он был арестован. Однако отправили его не в тюрьму или на каторгу, а в Воронежский запасной полк, где Пархоменко имел возможность продолжать революционную пропаганду среди явно не горевших желанием отправляться на фронт солдат.
Хозяин революционного Луганска
Покончившую с монархией и положившую начало распаду великой империи Февральскую революцию Пархоменко встретил в Москве (вот тебе и превратности судьбы провинциального борца с царским режимом), куда была отправлена экскаваторная рота, в которой он служил. Согласно официальной биографии нашего героя, Пархоменко налаживает связи с московскими большевиками и принимает активное участие в революционных событиях, создаёт отряды рабочей милиции, разоружает полицейский участок в Марьинском районе (ныне район Марьиной Рощи), арестовывает царских сановников и офицеров-монархистов, захватывает здание телеграфа.
Однако уже в конце марта 1917 года по решению ЦК партии большевиков Пархоменко возвращается в родной Луганск, где становится заместителем прибывшего из Петрограда Ворошилова по руководству Луганским комитетом РСДРП(б) и начальником штаба местных боевых дружин. В августе 1917 года большевики одержали победу на выборах в Луганскую городскую думу, председателем которой стал Ворошилов, а Пархоменко вошёл в число гласных. На волне последовавшего выступления Верховного Главнокомандующего российской армией генерала Лавра Корнилова Ворошилов и Пархоменко образуют в Луганске революционный комитет для борьбы с контрреволюцией, сосредоточив таким образом в своих руках как гражданскую, так и военную власть на Луганщине. Таким образом, ещё до Октябрьской революции рабочий Луганск стал оплотом большевиков в Донбассе.
В начале 1918 г. Пархоменко принимает активное участие в подавлении контрреволюционного выступления донского атамана А.П. Каледина и борьбе с киевской Центральной радой. Затем он становится начальником штаба 1-го Луганского социалистического отряда Донецко-Криворожской республики и особоуполномоченным 5-й армии Ворошилова, с которыми отступает под натиском германских интервентов и белоказаков от Конотопа и Ворожбы на Харьков и Луганск, а затем до Царицына. Вместе со Сталиным и Ворошиловым Пархоменко принимает активное участие в обороне Царицына от войск Донской армии атамана П.Н. Краснова. В начале 1919 г. он — военный комендант Харькова и военком Харьковской губернии, руководит борьбой против петлюровского атамана Григорьева. В частности, войска под командованием Пархоменко 13 мая 1919 г. очищают от григорьевцев Екатеринослав. По воспоминаниям Е.А. Щаденко, Пархоменко накануне штурма города лично принимал участие в вылазке разведчиков и собственноручно застрелил помощника Григорьева Максюту. За подавление григорьевского мятежа Пархоменко был награждён высшей на тот момент наградой Советской России – орденом Красного Знамени.
После разгрома григорьевщины Пархоменко является одним из руководителей обороны Харькова от Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) генерала А.И. Деникина. После взятия города белыми в конце июня 1919 г. боевая группа Пархоменко попадает в окружение, но, в конечном итоге, ему удаётся пробиться на соединение с 14-й армией Ворошилова в район Богодухова.
Арест, чудесное спасение и гибель
После организации 1-й Конной армии в ноябре 1919 года Александр Пархоменко приглашен своим давним соратником Климентом Ворошиловым на должность особоуполномоченного Реввоенсовета этого соединения.
После взятия конармейцами Ростова-на-Дону в январе 1920 г. Пархоменко занимал должность военного коменданта города. В официальных советских биографиях нашего героя этот факт умалчивается, но за учинённый пьяный дебош (сведения об этом содержатся в дневнике секретаря РВС 1-й Конной С.Н. Орловского, выступившего в роли адвоката Пархоменко на заседании Ревтрибунала) Пархоменко был арестован и предан суду Ревтрибунала. На него также повесили все бесчинства, учиненные конармейцами в Ростове, и 21 марта 1920 г. приговорили к расстрелу.
Избежать смертной казни Пархоменко удалось исключительно благодаря заступничеству Сталина и Орджоникидзе. Уже 1 апреля 1920 г. он был помилован ВЦИК, восстановлен в звании красного командира и назначен командиром только что сформированной 14-й кавдивизии 1-й Конной армии. Во главе этого соединения он участвовал в войне с Польшей, разгроме Врангеля и операциях против Повстанческой армии Махно. За боевые заслуги Пархоменко был представлен ко второму ордену Красного Знамени, однако получить его не успел.
В конце декабря 1920 г. основная часть сил Повстанческой армии во главе с самим Махно была зажата силами шести дивизий 1-й Конной и корпуса Червонных казаков Примакова в районе Жашкова Киевской губернии. Спас махновцев от разгрома случай. 3 января 1921 г. разведка анархо-повстанцев во главе с А. Марченко случайно наткнулась близ села Бузовка на проводившего рекогносцировку начдива-14 Пархоменко и членов его штаба. В короткой схватке начдив Пархоменко, его начальник штаба Д.К. Мурзин, начальник Упраформа 1-й Конной армии и по совместительству командующий группой войск из 11-й, 14-й кавдивизий и сводного отряда курсантов А.А. Богенгард и военком этой группы Г.Ф. Беляков были убиты.
Интересно, что в ряде советских публикаций убийство Пархоменко приписывается лично Махно, который якобы таким образом отомстил за гибель сподвижника Григорьева Максюты. Это не соответствует исторической действительности. К слову, Максюта и Григорьев были не меньшими врагами для Махно, нежели большевики. В частности, Григорьев был убит в июле 1919 г. по личному приказу Махно. Гуляйпольский батька обвинил своего конкурента в подготовке перехода на сторону Деникина.
Гибель сразу нескольких представителей комсостава стала тяжёлым ударом по 1-й Конной армии. По сути, эту трагедию можно приравнять к серьёзному поражению. 14-я кавалерийская оказалась обезглавлена, а Махно вновь ускользнул от преследования и вскоре ушёл за Днепр в Полтавскую губернию. Нанести ему окончательное поражение красные смогли лишь через полгода.
Интересно, что младший брат Александра Пархоменко Артём был анархистом и активно участвовал в борьбе против большевиков в рядах Повстанческой армии Махно, а затем тамбовских повстанцев Антонова. Существуют две версии относительно его судьбы. Согласно первой, он был убит в 1921 году в бою с красными. По другой версии, после гибели родного брата Артём Пархоменко отошёл от антисоветской повстанческой борьбы и даже присутствовал на похоронах Александра Пархоменко в Луганске в феврале 1921 г. После этого он долгие годы работал фрезеровщиком на Луганском патронном заводе и скончался в 1964 г.
Дмитрий Павленко, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки