Взгляд изнутри. Как и зачем делать гастроскопию
Болезни желудочно-кишечного тракта чрезвычайно распространены. Стрессы, неправильный ритм питания. Зачем всем, имеющим такие проблемы, назначают гастроскопию?
Об этом методе aif.ru рассказал врач-эндоскопист, доцент кафедры хирургии ИКМ им. Н. В. Склифосовского Сеченовского университета, заместитель председателя Московского отделения Российского эндоскопического общества, кандидат медицинских наук Павел Павлов.
По своей воле мало кто согласится на эту процедуру, поскольку она не из приятных. Но, как утверждают гастроэнтерологи, альтернативы у этого метода нет, поскольку как следует изучить слизистую пищеварительного тракта можно только изнутри.
Глазом — надежнее
Гастроскопия (эзофагогастродуоденоскопия, ЭГДС, ФГДС) — это исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью гибкого аппарата — видеогастроскопа. Доктор вводит гибкий аппарат (около 9 мм в диаметре) через рот в глотку пациента — и далее продвигает его вниз по органам пищеварительного тракта, одновременно осматривая их стенки лучшим в мире оптическим прибором — человеческим глазом и анализируя самым мощным и быстрым из компьютеров — человеческим мозгом. Полагаете, что современная техника гораздо разумнее? А вот и нет. Человеческий мозг выполняет миллиард миллиардов операций в секунду (1000 петафлопс) и тратит на это всего лишь 20 Вт энергии. А один из мощнейших суперкомпьютеров современности — Tianhe-2 — выполняет в 300 раз меньший объем операций (33,86 петафлопс) и тратит в миллион раз больше энергии (17 600 000 Вт).
Кроме того, надо сказать, что в отличие от гастроскопии прочие методы визуализации (рентген, КТ, УЗИ) неспособны оценить состояние слизистой этих органов и тем более не позволяют взять биопсию. А ведь именно прогрессирующая атрофия слизистой желудка приводит к мутациям клеток и их неконтролируемому росту, то есть к раку.
Гастрит приводит к раку
Основными показаниями для гастроскопии являются боли, дискомфорт в животе, изжога, снижение уровня гемоглобина, планирование больших операций и прочее. Однако это не значит, что исследование не нужно тем, кого ничего не беспокоит. Ведь многие заболевания органов желудочно-кишечного тракта протекают бессимптомно, и «немые» язвы — совсем не редкость.
Поэтому 40-45 лет (в крайнем случае — 50) — это тот возраст, в котором надо хоть раз сделать это исследование. Ведь чаще всего именно в эти годы начинает формироваться та патология, которую будет крайне сложно (а скорее невозможно) скорректировать в 60-70 лет. Одна из таких патологий — истинный хронический гастрит, которым, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, сегодня страдают до 50% всего населения планеты. Это хроническое воспаление слизистой оболочки желудка проявляется нарушением физиологической регенерации, в результате которой орган теряет способность к самовосстановлению, вследствие этого возникает атрофия (истончение) железистого эпителия слизистой оболочки с последующим развитием кишечной метаплазии (замены клеток желудочного типа на кишечный тип). Такое нарушение грозит отнюдь не только расстройством секреторной и прочих функций желудка, но и куда более опасными последствиями. Ведь со временем к метаплазии под воздействием мутаций клеток присоединяется дисплазия, то есть перерождение здоровых клеток в злокачественные. Больше 90% рака желудка проходят именно по такому пути — через длительное хроническое воспаление к злокачественной опухоли. Причин этому много, но основная — это инфекция — H. Pylori. При бурном размножении в желудке эта бактерия приводит к формированию рака желудка. Поиск и выявление участков воспаления и атрофии слизистой — одно из важных направлений работы эндоскописта. Хороший врач должен уметь выявить инфицированность H. Pylori, определить наличие атрофии, кишечной метаплазии, дисплазии и раннего рака желудка, а при наличии последнего — выполнить прицельную биопсию (взять кусочек слизистой на исследование).
Осмотр не ограничивается поиском гастрита, язв или рака. Эндоскопия помогает находить и другую патологию — полипы, различные сужения, включая рубцовые, расширенные вены дивертикулы, оценить причину желтухи и многое другое.
Не меньше 5 минут
Подготовка к гастроскопии предельно проста — достаточно не есть и не пить утром перед исследованием. Если делать исследование не на голодный желудок, то найти патологию под массой переваривающейся еды будет невозможно.
Противопоказаний к исследованию очень мало — это тяжелые жизнеугрожающие состояния, типа острой фазы инфаркта миокарда или инсульта.
А вот повышенный рвотный рефлекс противопоказанием не считается. Кстати, его можно «обмануть». Один из способов для этого — использование сверхтонких гастроскопов (диаметром 4-5 мм), их еще иногда называют «детскими» или «педиатрическими». Их можно вводить даже через нос (если перегородка не слишком кривая), и это легче переносится пациентом, так как эндоскоп не касается корня языка, соответственно, эффект тошноты уменьшается или исчезает совсем.
Тем не менее постоянные позывы на рвоту, срыгивание затрудняют исследование. В таком случае исследование просто делается под коротким внутривенным наркозом (медикаментозной седацией) с целью обезболивания и снятия «психологических» моментов. Анестезия помогает и врачу, позволяя спокойно и вдумчиво провести подготовку просвета (отмыть желудок от слюны и желчи, эвакуировать лишнее, расправить все складки) и осмотреть в белом свете и узком спектре слизистую, взять биопсию при необходимости. Не нужно бояться — такой наркоз не вреден для пациента, и к тому же он повышает информативность процедуры. Ведь мгновенные исследования несут минимум полезной информации. Чтобы правильно подготовиться и все, что надо, внимательно осмотреть, эндоскописту требуется время. Минимум 5 минут, лучше — 7. Это доказанные цифры. А за 1-2 минуты получить нужный объем информации очень сложно. Однако выдержать 5-7 минут исследования без седации мало кто из пациентов в состоянии.
Не только для диагностики
Гастроскопия — еще и лечебный метод. Используется для остановки кровотечений при язве и варикозных венах при циррозе печени, а также во время исследования можно удалить полипы, грозящие перерасти в рак. Метод используется и в паллиативной хирургии, при раке с метастазами — врач может расширить опухолевые сужения пищевода и желудка и поставить стенты, чтобы пища могла свободно проходить. Так же можно поступить и при механической желтухе — убрать камни из печеночных протоков или расширить просвет в опухоли.
Отдельное направление — это лечение нейродегенеративных заболеваний — врожденных или приобретенных спазмов гладкой мускулатуры — пищевода, желудка (ахалазия пищевода, кардии, пилороспазм), а также глоточного дивертикула Ценкера, при которых крайне затруднено проглатывание пищи. Такие вмешательства выполняются через рот, без рубцов на коже и с очень коротким периодом пребывания в стационаре. Результаты эндоскопии в таких случаях — даже лучше, чем у большой хирургии.
При этом все эндоскопические исследования чрезвычайно безопасны. Вероятность осложнений исчисляется сотыми долями процента. Главное — делать исследования в «правильном» месте и не откладывать их на потом.