«Слить нельзя оставить»: зачем в СССР полвека осушали главное озеро Армении
Это одна из самых драматичных страниц советской гидротехники. Пока все слышали о проекте поворота сибирских рек, история о том, как главное озеро Армении — Севан — полвека целенаправленно осушали, известна меньше. А ведь оно потеряло почти половину своего объема, и его судьба висела на волоске. В 1930-х годах инженеры увидели в Севане гигантский нерациональный ресурс. […]
Это одна из самых драматичных страниц советской гидротехники. Пока все слышали о проекте поворота сибирских рек, история о том, как главное озеро Армении — Севан — полвека целенаправленно осушали, известна меньше. А ведь оно потеряло почти половину своего объема, и его судьба висела на волоске.
В 1930-х годах инженеры увидели в Севане гигантский нерациональный ресурс. Огромный запас пресной воды просто испарялся, а вытекающая из озера река Раздан была слишком маловодна, чтобы оросить плодородную Араратскую долину. Родился масштабный план: понизить уровень озера на 50 метров, чтобы увеличить сток реки, построить на ней каскад уникальных подземных ГЭС и получить новые земли для сельского хозяйства.
Проект начал работать: уровень Севана падал, береговая линия отступала на километры, остров с древним монастырем стал полуостровом. Но очень скоро появились роковые просчеты. Обнажившееся дно оказалось засоленным и непригодным для земледелия. С падением уровня воды уменьшался напор, и ГЭС стали вырабатывать все меньше электричества. Экосистема озера рухнула: вода зацвела, исчезла знаменитая севанская форель.
К 1962 году стало очевидно: озеро гибнет. За 30 лет оно потеряло 43% объема, а его средняя глубина уменьшилась почти вдвое. Ученые били тревогу, предупреждая, что Севан скоро превратится в болото. Но остановил проект не экологический кризис, а суровая экономика: каскад ГЭС почти перестал работать, а в республике появились новые источники энергии: ТЭС и атомная станция.
Спасать озеро начали только в 1970-х. Решение было невероятным по сложности: чтобы наполнить Севан, прорубили 50-километровый тоннель в скальных породах и перебросили в него воду из соседней реки Арпа. Позже построили второй тоннель от реки Воротан. Этот гигантский труд позволил уровню озера начать медленный рост.
Сегодня Севан жив, но он уже не прежний. Его уровень по-прежнему на 16 метров ниже исторического. Закон строго ограничивает забор воды для орошения, но берега уже успели застроить санаториями и дачами. Озеро по-прежнему балансирует на грани, и его будущее зависит от бережного отношения.
