Лучшие лонгриды Vademecum за 2022 год. Выбор редакции
Vademecum №1 (203), январь – март 2022
Кузнец своего шасси: как выходит на взлетную полосу Национальная служба санитарной авиации
В 2022 году исполнилось 5 лет одному из самых амбициозных проектов на стыке мединдустрии, скорой помощи и авиации – Национальной службе санитарной авиации. Оператор, созданный под крылом госкорпорации «Ростех», с 2017 года смог нарастить обороты с нуля до 4,3 млрд рублей, начав претендовать не только на рынок перевозок, но выступая в качестве полноценного агрегатора медицинских авиауслуг.
Несмотря на внушительного партнера за спиной и правительственный статус единого поставщика, в регионах службе были рады не всегда: например, в Тюменской области новоявленный оператор не смог потеснить многолетнего поставщика – «ЮТейр – Вертолетные услуги», а в ряде других субъектов столкнулся с ожесточенным сопротивлением местных авиаотрядов.
Приход централизованного оператора вскрыл и ряд проблем, включая не всегда эффективное использование федеральных субсидий и устаревший воздушный парк, который иногда подводит пилотов и врачей.
Однако главный риск – это производство бортов для нацоператора: «рабочая лошадка» обновленной санавиации вертолет «Ансат» (производства того же «Ростеха») построен на американо-канадских двигателях Pratt & Whitney. Отечественный аналог – «движок» ВК‑650В разработки ОДК‑Климов, существует пока в опытной версии, а его сертификация была запланирована на наступивший 2023 год. Полный текст – по ссылке.
Vademecum №2 (204), апрель-май 2022
Шарко шагая: как санкур перенес пандемию и попытался обернуть ее последствия в свою пользу
Санаторно-курортная отрасль после пандемийного 2020 года, когда здравницы на несколько месяцев закрылись на локдаун, а потом работали со множеством ограничений, казалось, будет восстанавливаться долго. Но COVID-19 все же сыграл на руку участникам рынка. Реабилитация стала трендом: Минздрав РФ неустанно напоминает про ее необходимость, обновляет нормативную базу, связанную с восстановительным лечением, а санкур переживает ренессанс.
По подсчетам Аналитического центра Vademecum, только за 2022 год игроки рынка из Краснодарского, Ставропольского, Алтайского краев и Республики Крым и сторонние интересанты анонсировали 28 проектов с общей суммой вложений 203,3 млрд рублей. В то же время здравницы начали расширять номенклатуру услуг, чтобы идти в ногу со временем: даже «классические» санатории предлагают пациентам провести чек-ап. Пример здравницам с многолетней историей подают коллеги из премиум-сегмента. Так, в линейке центров персонализированной медицины «Кивач», «Первая линия», X-Clinic есть всевозможные детокс-программы, биохакинг и работа с психоэмоциональным состоянием пациента.
Игроки рынка также отмечают, что возросла потребность клиентов в персонализированной медицине. Генеральный менеджер Mriya Resort & SPA (№1 в рейтинге санаторно-курортной отрасли по выручке за 2021 год по версии Аналитического центра Vademecum) Белла Геворгян рассказала про тренд: «Стоит выделить рост популярности диагностических услуг, лабораторных исследований, аппаратной диагностики. Наши гости стали больше думать о своем здоровье в комплексе, и выросло понимание важности первичных обследований».
На фоне возрастающей популярности санаториев Минздрав России задумался и о контроле за их работой. Ведомство в начале декабря 2022 года подготовило законопроект о регулировании и ведении государственного реестра курортного фонда России. Также в проекте нормативного акта устраняется правовой пробел в отношении признания территорий лечебно-оздоровительными местностями, курортами и курортными регионами – планируется, что такое решение будет выносить федеральное правительство по согласованию с региональными властями. Полный текст – по ссылке.
С ПЭТ усталые игрушки: как громкие анонсы «МедИнвестГрупп» конвертируются в реальные проекты
Инвестиционные обещания ГК «МедИнвестГрупп» (МИГ) объемом свыше 160 млрд рублей в 2019–2021 годах стали беспрецедентными для отрасли, но, как выяснил Vademecum, многие из задуманных медицинских объектов так и остались «на бумаге». Не менее 30 анонсов МИГ по состоянию на середину 2022-го были заморожены или реализовывались регионами самостоятельно.
«Анонсы зачастую появлялись еще до того, как были произведены все расчеты по окупаемости, а порой даже до того, как об этом узнавали акционеры. План захвата мира есть, а ресурсов – не финансовых, а человеческих – нет, – рассказывал бывший сотрудник МИГ. – В итоге одна часть команды с трудом успевала заключать арендные договоры, а другой приходилось успеть развернуть инвестпроект. Понятно, что не все такие проекты реализуемы, но многие из них влекут обязательства и влияют на деловую репутацию».
Основные причины торможения инвестиционной активности группы – зыбкость договоренностей с региональными властями, трудности интеграции в локальные системы здравоохранения, недостаточные тарифы и непрозрачные механизмы распределения объемов медпомощи, а значит, и бесперспективность возврата вложений.
Три площадки МИГ и вовсе оказались брошены на стадии подготовки, их собственники пытаются вернуть долги по аренде и возместить ущерб. С начала 2021 года в арбитражах один за другим стали появляться иски к структурам МИГ от предпринимателей и коммунальных структур – Самарской, Вологодской и Оренбургской областей. Иски были связаны с долгами по аренде и оплатой неустоек (суммарно на 20 млн рублей), и почти все были рассмотрены в пользу заявителей. Полный текст – по ссылке.
Vademecum №3 (205), июнь-июль 2022
Тариф на блудный свет: почему Минздрав РФ решил почистить перечни ВМП
О дублирующих друг друга методах лечения в трех разных списках – клинико-статистических группах (КСГ), ВМП базовой программы ОМС (ВМП-I) и вне ее (ВМП-II) – не первый год знали и в Минздраве, и в самих клиниках, но активную работу по наведению порядка организовали только к середине 2022-го с прицелом на программу госгарантий – 2023.
В июле Минздрав РФ утвердил обновленную версию приказа №484н, позволяющего исключить из перечней ВМП дорогостоящие методы лечения, уже отраженные в системе КСГ. Смысл маневра, затрагивающего в основном ВМП хирургического и онкологического профилей, – оптимизация расходов: дублирование методик в разных перечнях по сей день позволяет федеральным медцентрам управлять схемами оплаты, выбирая, естественно, наиболее маржинальные.
Из перечней ВМП могут исчезнуть минимум 122 метода, часть из которых дублируют КСГ, а часть уже исключена из клинических рекомендаций. Всего изменения затронут восемь профилей: «онкология», «травматология и ортопедия», «акушерство и гинекология», «гастроэнтерология», «дерматовенерология», «офтальмология», «педиатрия» и «ревматология».
Получившие тарификацию восемь методов ВМП третьего, эксклюзивного, раздела пополнятся еще одним пунктом: «Эндоваскулярное лечение врожденных, ревматических и неревматических пороков клапанов сердца, опухолей сердца» с помощью транскатетерной реконструкции митрального клапана сердца по типу «край-в-край» с тарифом 4 млн рублей за операцию. Эти вмешательства имеют право проводить только федеральные медцентры. Полный текст – по ссылке.
Кукушкины сети: как возникли и разрослись онлайн-сервисы психологической помощи
В конце декабря ушедшего года онлайн-школа «Психодемия», сервис по подбору психологов Alter и площадка для поиска работы HeadHunter провели исследование рынка психологических услуг за 2022 год. Аналитики установили, что потребность россиян в специалистах этого профиля выросла на 62,87% по сравнению с 2021 годом. Наиболее востребованной помощь психологов была в марте и октябре-ноябре 2022 года.
Президент Владимир Путин 1 декабря на встрече с молодыми учеными в Центре «Сириус» отметил, что в России служба психологической помощи развивается не на должном уровне. Министр здравоохранения Михаил Мурашко после слов президента заявил, что доступность психолого-психиатрической помощи в стране уже повышается, но важное условие успешной работы – высокая вовлеченность регионов.
Законодательно отрасль пока что не регулируется. Последний раз проект закона о психологической помощи публиковался в 2014 году. Сейчас готовится новый объемный документ, который должен, по словам законодателей, отсеять «серых» психологов.
Но на проект закона игроки рынка отреагировали негативно. Представители психологических проектов («Чистые когниции», Alter, «Стало легче», Inbalansy, «Эпикур», YouTalk, «Новая практика», «Психодемия») направили открытое письмо в Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу и Российское психологическое общество с предложениями по доработке законопроекта «О психологической помощи в РФ». Основная проблема связана с необходимостью получения высшего профильного образования не ниже уровня специалитета или магистратуры – многие психологи прошли переподготовку на базе высшего образования по непсихологической специальности или программам бакалавриата. Новые требования могут привести к оттоку психологов, предупреждают специалисты. Параллельно профильные онлайн-сервисы пытаются самостоятельно выстроить нормативную базу для сотрудников. Полный текст – по ссылке.
Vademecum №4 (206), август-сентябрь 2022
Крокодиловы срезы: как НИПК «Электрон» бьется за чистоту происхождения своего КТ
В конце осени 2021 года санкт-петербургский производитель рентгеновской медтехники НИПК «Электрон» обзавелся заключением Торгово-промышленной палаты, которое позволило ему войти в реестр российской радиоэлектронной продукции с отечественным компьютерным томографом КТР. В совокупности со свежепринятым правилом «второй лишний» это позволило «Электрону» с легкостью обходить конкурентов на закупках, что вызывало негодование остальных участников рынка: мол, аппарат на самом деле не такой российский, как заявлено в документах.
Летом 2022 года один из дистрибьюторов – «СМ-Лабсервис» – подал иск к Минпромторгу и Росздравнадзору с предложением исключить приборы НИПК «Электрон» из реестра российской продукции. Как следует из документов, с которыми ознакомился Vademecum, спорный томограф действительно собран из импортных комплектующих, однако, несмотря на это, полностью соответствует профильным требованиям постановления Правительства РФ №719, чтобы считаться российским.
В санкт-петербургской компании уверены в победе, корректность получения документа подтверждают и в Минпромторге. Истец намерен добиваться пересмотра спорных пунктов постановления, а рассмотрение иска в арбитраже продолжится в 2023 году. Полный текст – по ссылке.
Vademecum №5-6 (207-208), октябрь – декабрь 2022
Это нам не по зумаб: почему регионы не могут или не хотят тратить свои деньги на химиотерапию
В 2021 году затраты системы ОМС на лекарственную онкотерапию, в очередной раз побив собственный рекорд, превысили 220 млрд рублей, хотя еще в 2018 году, до старта федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», еле дотягивали до 45 млрд рублей. Кратное увеличение объемов соучастия фонда ОМС в финансировании химиотерапии в 2019–2021 годах позволило ряду регионов незаметно для распорядителей федеральных бюджетов начать экономить на целевых расходах, перекладывая эту нагрузку, когда частично, а когда и полностью, на плечи территориальных фондов ОМС.
Говорить открыто о ситуации, формировавшейся не один год, стали в начале 2022-го, когда федеральный Минздрав, ФФОМС, а также ряд территориальных фондов настойчиво попросили волюнтаристов прекратить «разграбление» ТФОМСов, у которых из-за внеплановых трат на онкопомощь проседают другие социально значимые нозологические профили.
Vademecum, опросив региональные органы в сфере здравоохранения и ТФОМС, узнал, что в среднем только 11,4% от суммарного объема средств, потраченных в 2021 году на оплату химиотерапии, пришлось на долю региональных бюджетов. Наиболее значительной (если вынести за скобки рекорд малонаселенного Ненецкого автономного округа с показателем 43%) оказалась доля собственных затрат на онкопрепараты у ЯНАО – 29% от общего объема средств из всех источников, потраченных в регионе на химиотерапию. Далее следуют Курская область (26%) и ХМАО (24%). Лидерами антирейтинга долевого участия в нашей выборке стали Нижегородская область (0,2%), Ростовская область (1%) и Республика Татарстан (2%).
К дисбалансу, выяснил Vademecum, привела не только дефицитность бюджетов (иногда низкий процент софинансирования складывается и у богатых регионов), но и отсутствие нормативных механизмов для совмещения в оплате средств разных уровней. Полный текст – по ссылке.
Орфан-зона: как и почему госпрограмма «14 ВЗН» делится подопечными с госфондом «Круг добра»
С 1 января 2023 года дети до 18 лет из госпрограммы «14 ВЗН» будут обеспечиваться за счет фонда «Круг добра». Решение оформлено через поправки в ФЗ-323 в декабре 2022-го. Пока не уточнены полномочия, фонд будет лишь финансировать закупки препаратов: функции сбора заявок к «Кругу добра» пока не перейдут. Быстрого перехода не получится из-за некоторой разницы в работе: например, фонд работает с персонифицированными заявками, а «14 ВЗН» – с групповыми.
С переходом 16,2 тысячи детей в фонд в программе «14 ВЗН» высвободится более 20 млрд рублей. Это очень своевременно: дефицит госпрограммы достиг в 2022 году как раз 20 млрд рублей и мог бы еще усугубиться в 2023 году. В конце 2021 года правительству уже пришлось экстренно выделять на «14 ВЗН» 8,9 млрд рублей, чтобы закрыть годовую потребность в лекобеспечении. Из-за дефицита казенное учреждение Минздрава все раньше начинало расходовать бюджет следующего года: к июню 2022 года израсходовано 82% бюджета на 2023 год. Но если с ближайшим годом вопрос снят, системные проблемы госпрограммы это не отменяет. Бюджет «14 ВЗН» год от года увеличивается слабо, а число пациентов, претендующих на лечение, растет, как и номенклатура закупаемых дорогостоящих препаратов.
«Круг добра» с возникшей дополнительной финансовой нагрузкой справится. Фонд профицитный: за два года существования «Круг добра» истратил 94 млрд рублей, тогда как получил от повышенной налоговой ставки более 153 млрд рублей. Причины – неотлаженная система подачи заявок регионами, многоуровневая система их одобрения, осторожная трата средств со стороны фонда.
Из-за недозагруженности «Круга добра» президент РФ Владимир Путин уже распорядился использовать имеющиеся возможности фонда: повысить предельный возраст подопечных с 18 до 19 лет, расширить перечень закупаемых препаратов, добавить технические средства реабилитации. Также фонд сможет закупать незарегистрированные и дефектурные препараты по любым заболеваниям, а не только по утвержденному перечню.
Расширение полномочий фонда неоднозначно воспринимается пациентскими организациями. Ведь дети больше не обеспечиваются за счет федеральных средств госпрограммы, а зависят от доходов богатых налогоплательщиков. С учетом прогнозов по снижению платежеспособности населения и расширения мандата фонда трудности в удовлетворении всех потребностей подопечных будут нарастать, считает глава благотворительной организации «На одном дыхании» Ирина Дмитриева. Полный текст – по ссылке.